Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 53

Описание и интерпретация некоторых феноменов, связанных с претензией на сферу проектирования ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Феномен

Интерпретация

1. Тревожность относительно будущего вообще характерна для старшеклассников. В первую очередь тревожность связана с поступлением (но это может быть спровоцировано не столько внутренними интенциями, сколько общим ажиотажем и коррупцией), а во вторую, с достаточностью собственных ресурсов (и интересов – мотивов) для того, что бы учиться на выбранном факультете. Так, на СКИОП в 11 классах обсуждалось: «Я поступаю на юрфак – ну работать-то я смогу – я коммуникабельная, и вообще профессия денежная, а вот историю мне сейчас подтянуть придется – взяла углубленное изучение и на курсы в ВУЗ хожу. Но вот я думаю – сестра там какие-то предметы сложные изучает, в бумажках все каких-то роется, зубрит что-то… – ей в этот момент один из сверстников говорит, что учителя в Вузе лучше знают, что надо для профессионала, а что нет, девочка отвечает – Ну, да, конечно им виднее, ну а вдруг я вообще этого не смогу, вот пойму, что не мое это? Скучно учиться – это не для меня…». Аналогичное рассуждение было в моей группе на сессии в 10 классах. Иногда так же обсуждается достаточность ресурсов и желания, чтобы работать по той профессии, на которую сейчас собираются учиться: «Ну, вот я сейчас очень туда хочу, допустим поступаю, а вдруг я спустя 5 лет там вообще работать не захочу?! Или не смогу и у меня не получится? Не знаю как это узнать…» (девочка, 11 класс). В своей практике мы ни разу не встретили старшеклассника, который бы тревожился по поводу своих ресурсов для построения будущей семейной жизни или своей способности в будущем «заработать много денег, хотя и не отрицаем, что такие случаи бывают.

1. Относительно данного феномена можно выделить три критерия обнаружения притязаний на такую сферу проектирования как образование.

Во-первых, об этом свидетельствует тревожность, которая  является универсальным критерием значимости ситуации, т.е. наличием некоторых претензий по отношению к некоторому объекту.

Во-вторых – именно сфера образования и никакая другая  выступает как та, относительно которой обсуждаются собственные ресурсы.

2. Наличие массовых спонтанных обсуждений со сверстниками и референтными взрослыми будущей профессии, жизни, своих возможностей и желаний, и пр. В основном обсуждаются о реальном будущем трудности поступления (причем, всегда в залоге «А мне-то будет труднее – там знаешь какой конкурс! А блата у меня нет»), адекватность выбора Вуза – «как ты думаешь, я смогу быть хорошим актером? Или психологом лучше? Как ты думаешь, если готовиться год – можно математику выучить, а то надо сдавать… » и ситуаций «когда я буду студентом… » – причем всегда в залоге независимости от родителей – свободы приходить когда хочу и делать что хочу, собственно одним из мотивов выбора Вуза является его расположенность в другом городе – «чтобы не контролировали!» (по материалам ОДИ со студентами ППФ и школьниками гимназии «Универс», 2002).

2. Относительно данного феномена мы обнаруживаем три критерия:

Первый – обсуждение данной тематики в спонтанных беседах со сверстниками и референтными взрослыми

Второй – обсуждение собственных ресурсов относительно поступления и учебы

Третий – соответствие претензий в данной сфере одному из основных мотивов возраста – стремление к освобождение от эмоциональной зависимости от родителей (данная сфера рассматривается как та, за счет которой возможно преодоление)

3. Одной из важных характеристик успешного человека старшеклассниками отмечается его образованность – не только в смысле конкретных знаний, но и компетентностная, причем в качестве хорошего образования рассматривается либо 2 Вуза, либо научные степени (по материалам открытой дискуссии в выездной летней школе для старшеклассников, 2001 г.)

3. Критерием в данном феномене является связь данной сферы с одним из основных мотивов возраста – мотивом самоутверждения.

4. В старших классах резко возрастает число критического отношения к педагогам. Предметы и их преподавание оцениваются с точки зрения «нужности» в жизни вообще («для общего развития») и для поступления, а не с точки зрения хороших отношений с педагогом. Особенно уважаются вузовские преподаватели – на уроках работа, в коридоре – желание поделиться с ними своими мыслями и расспросить их о жизни «там».

4. Критерий оценивания отношений с другими людьми с точки зрения их «ресурсности» для включения в данную сферу.