Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 32

В качестве темы сочинения была выбрана именно тема «Кто такой взрослый человек, его черты и характеристики», поскольку она является не четко структурированной и позволяет как описывать какого-то конкретного «формального» взрослого, так и задавать критерии взрослости и описывать себя как взрослого. При этом данные полярные тенденции не являются объективно заданными в содержании темы, сколько появляются «в связи с личным значением, придаваемым им обследуемым», а стало быть являются своего рода проективными стимулами [7, с. 250].

Одним из недостатков всех проектированных методов указывают их недостаточную стандартизацию. Однако, поскольку в данном исследовании нам было важно не столько получить четкое статистическое подтверждение гипотезы, сколько выявление тенденции, которая отличает старший школьный возраст, – мы воспользовались при структурировании полученного материала контент-анализом. Данный метод позволяет «выявить и объективировать скрытую тенденцию» [7, с. 134] в различных видах информации и часто используется как вспомогательный в проективных методиках, в том числе и при обработке вербальной информации.

Кроме того, чтобы выявить действительно ли описанное ними противоречие является возрастно-специфичным, а стало быть может задавать развитие, нами была использована контрольная группа подростков.

Описание исследования. Нами было проведено исследование образа взрослости у старшеклассников и подростков (контрольная группа). В исследовании принимали участие 42 старшеклассника (10 классы 22 человека, 11 классы 20 человек) и 102 учащихся 6 – 9 классов гимназии №1 «Универс» г. Красноярска. Всего 144 человека, из них – 70 мальчиков и 74 девочки [30].

В связи с тем, что само слово сочинение является «смыслово нагруженным» для учащихся школы: сочинение – это то, за что ставят оценки, в инструкции мы сознательно употребляли слово «небольшой текст» и саму ситуацию исследования предъявляли как ситуацию экспертизы, в которой крайне важно личное мнение экспертов – участников исследования.

Итак, учащимся предлагалось написать небольшой текст о том, кто такой взрослый человек, о его чертах и характеристиках. (Примеры разных типов текстов представлены в приложении 1.)

В качестве критериев, которые могут свидетельствовать о наличии чувства собственной взрослости и отождествлении взрослого с собой, мы рассматриваем:

1.  Абсолютность (фактическое отношение ко взрослому) / Инструментальность (взрослость как качество) взрослости. Данный критерий проявляется в типах текстов. Абсолютность взрослого проявляется в таком способе описания, когда берется реально существующий и всеми признанный взрослый (например, родитель) и перечисляются некоторые его признаки. Проявляется данный критерий во фразах типа: «Обычно взрослые…», «Когда человек становится взрослым – он…». Если при описании взрослого задаются некоторые критерии «взрослости», по которым можно опознать любого человека – взрослый он или нет, то мы говорим об инструментальном отношении ко взрослости или о «взрослости» как качестве относительном, которое может быть присуще или не присуще любому. Текст такого типа определяется по фразам «взрослого можно отличить по…», «тот, который…», «нельзя быть взрослым не…». Такое инструментальное отношение свидетельствует о чувстве взрослости. Дополнительным к данному критерию могут явиться используемые глагольные формы. Описательные глаголы, глаголы в пассивном залоге и использование неопределенного времени (есть, имеет, приходится, и пр.) свидетельствуют о фактическом отношении ко взрослости, а конструктивные глаголы, активная форма в настоящем времени (умеет, должен, пытается, отличается и пр.) об инструментальном отношении и отождествлении себя как обладающего некоторыми «взрослыми способностями».

2.  Формальность (внешнее определение) / содержательность (внутреннее определение) признаков взрослого. Если взрослый описывается в свойствах внешне заданных (свой дом, дети, много денег, седина и пр.) то это может свидетельствовать, что у испытуемого при наличии стремления ко взрослости нет чувства взрослости. Если в тексте используются характеристики, связанные с внутренними качествами человека (дружелюбный, разумно оценивает ситуацию, ответственный, умеет распланировать время и пр.) то это частично свидетельствует на наш взгляд, о наличии чувства взрослости (по крайней мере относительно некоторых из этих характеристик или относительно «величины» их наличия). Дополнительным для данного критерия является использование / не использование в текстах глагола «умеет» или отглагольного существительного «умение». Наличие таких слов свидетельствует о чувстве близости взрослости (можно быстро достичь, если научиться, в отличие, например, от собственного дома) с одной стороны и о чувстве недостаточной компетентности с другой стороны.