Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 8

Идея Выготского о переживании нашла свое продолжение в работах Л.И. Божович, в частности в понятии внутренней позиции ребенка. «Если мы хотим понять, как именно воздействует среда на ребенка и какое влияние она оказывает на его психическое развитие, нам надо проанализировать в каком отношении эта среда находится к потребностям ребенка (курсив наш, – М.М.), в какой мере она их удовлетворяет или напротив лишает удовлетворения» – это самый прямой путь к анализу переживаний. Внутренняя позиция ребенка складывается на основе прошлого опыта, возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений и представляет собой отражение объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений, отношение ребенка к этому положению и к тому, которое он хотел бы занимать, — характер потребностей, мотивов и стремлений ребенка. Она полностью определяет характер его переживаний и систему отношений к действительности и является тем внутренним фактором, который преломляет любое воздействие среды, обуславливает усвоение (не усвоение) социального опыта и норм, а значит и развитие ребенка. «Какие бы воздействия не оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему не предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития» [5, с. 176].

Таким образом, оказывается, что возрастная идентификация задается принятием / не принятием ребенком тех или иных возрастных вменений, переживанием его собственных отношений с окружением. При этом важно отметить, что смена таких притязаний, отождествлений себя с новым типом взрослости (новая модель, идеальная форма) задает смену возраста. К концу предыдущего стабильного периода старая система отношений исчерпывают себя и должна быть преобразована, преодолена. К этому моменту ребенок начинает фиксировать столкновение желаемого и действительного, пересматривает отношение к себе и к миру. Л.С. Выготский и вслед за ним К.Н. Поливанова обсуждают изменение внутреннего отношения ребенка к среде как изменяющее ход развития. Смена основных переживаний (способов переживания среды) происходит в возрастных кризисах [12, 39], «перестройка системы переживаний может служить критерием кризиса психического развития» [41, с.143]. При этом кризис завершается при интериоризации конфликта «желаемое – реальное» [39]. Фактически мы каждый раз говорим о принятии ребенком противоречия связанного со столкновением его собственных интенций и вменений общества.

На идее последовательности противоречий в отношении ребенка и социальной среды так же построены периодизации Ж. Пиаже и Л. Кольберга. Так, Пиаже и другие представители генетической психологии, обсуждают переходы на каждую новую ступень регуляции – как реакцию на «пертурбацию» (потрясение) во взаимодействии, связанное с различием позиций. Позиции начальной компетентности и компетентности, которую демонстрируют более развитые партнеры и которая должна быть сформирована. Причем имеется в виду не конфронтация своего и чужого поведений – а внутренний конфликт между спонтанным и требуемым действием [36], а так же по [34,49].

Социальная ситуация развития в традиции отечественной психологии задается сходным образом – соотношением реальной и идеальной форм. Заметим, что идея Б.Д. Эльконина о «идеальной форме», как том, что в данный момент недоступно, однако задает ситуацию для развития, корреспондирует с психоаналитическим представлением (и Фрейда и Эриксона) об идентификации как установлении сходства. Поскольку идеальная форма – это не столько конкретный взрослый – сколько каждый раз тот способ действия или специфическая форма существования взрослого, которая пока недоступна ребенку и который на нее притязает. Фактически моделью для идентификации являются способы, которым взрослый решает противоречие, актуализировавшееся у ребенка. Так, еще Д.Б. Эльконин обсуждал принятие идеальной формы не как непосредственное перенесение ее в голову, а как образец. Причем имеется в виде не образ другого, а образ «себя через другого» (то каким я хочу быть) – то есть обсуждается форма сознания другого в себе – образ собственного будущего [9,69].