Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 35

Все эти результаты позволяют сделать общий вывод, что взрослость предстает старшекласснику не в ценностных, а в инструментальных свойствах, причем как качество относительное, не связанное с конкретным возрастом, а значит могущее принадлежать и ему. Взрослость перестала быть персонифицированной на формальных взрослых. Старшеклассник идентифицирует взрослого как «себе подобного», только обладающего большими компетентностями и компетенциями. Моделью отождествления является не взрослый, а сам старшеклассник как более взрослый и компетентный.

Вывод относительно проверки гипотезы этапа.

Нами были решены все поставленные на данный этап задачи. В ходе исследования выяснилось, что рассогласования в самочувствии старшеклассников связаны с несовпадением самоотождествления и внешней идентификации. Старшеклассники действительно принимают описанное нами противоречие как свое. На основании результатов исследований с помощью двух методов мы можем говорить о том, что описанное нами противоречие действительно субъективно представлено старшекласснику как рассогласование чувства взрослости (собственной компетентности) и чувства неготовности ко взрослости. Таким образом, гипотеза о принятии старшеклассниками противоречия самоотождествления и внешнего отождествления подтвердилась. Можно говорить о том, что мы возрастно-адекватно сформулировали основное противоречие возраста.

5.3.  Притязания на способ разрешения противоречия – модель отождествления (второй этап исследования)

Цель Выяснить, на какой способ разрешения противоречия претендуют старшеклассники.

Основные вопросы: Какова модель отождествления, специфичная для данного возраста? На какие способы действия по разрешению противоречия претендует старшеклассник? Связаны ли претензии на способ разрешения с проектированием?

Гипотеза №2. Моделью отождествления для старшеклассников является такой общекультурный способ разрешения противоречий как проектирование. Если гипотеза относительно данного притязания верна, то тогда основным содержанием образа взрослости старшего школьника будут характеристики, связанные с проектированием[20].

Задача этапа – Выявить специфику содержания образа взрослости у старшеклассников.

Метод – В качестве метода использовался контент-анализ тех же текстов, что и на предыдущем этапе, однако по другим критериям. Сравнительный анализ с текстами контрольной группы (подростки).

Объект – Представления старшеклассников и подростков о взрослости, представленные в текстах о взрослом человеке.

Предмет Притязание на овладение способом разрешения противоречия, выраженное в специфике характеристик взрослого человека.

Обоснование. Идеальной формой для ребенка является взрослость как отождествляющая совершенство. Притязания на овладение определенными характеристиками взрослого человека (как персонифицирующего взрослость) различна в различных возрастах. Стремление к отождествлению всегда осуществляется не буквально, а относительно особой формы существования взрослого, некоторой модели его значимых (тех на которые претендует) для ребенка свойств. Относительно старшего школьного возраста мы говорим о том, что моделью отождествления является он сам, более взрослый и компетентный. Кроме того, старшеклассник претендует на то, чтобы его признали взрослым – претендует на непосредственное включение во взрослое сообщество. Таким образом, через понимание того какие свойства старшеклассник атрибутирует взрослому мы можем узнать о его притязаниях, причем эти притязания будут возрастно-специфичны.

Описание. Тексты старшеклассников о взрослом человеке (см. инструкцию и описание группы респондентов предыдущем пункте) анализировались относительно содержания образа взрослости. Проявлением того, что именно характеристики и способности взрослого, связанные с проектированием являются самым существенным, что отличает представление старшеклассников и подростков о взрослости можно считать, во-первых, меньшее число характеристик, связанных с проектированием, в сочинениях подростков, чем в текстах старшеклассников. И, во-вторых, то, что характеристики связанные с проектирование будут занимать в текстах старшеклассников ведущее место.