Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 47


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примеры текстов (тексты приводятся в авторском варианте)

Пример №1. «Нормативный» текста старшеклассника

Девочка, 10 класс: «Каждый человек на протяжении всей своей жизни растет и развивается. Но существует два резких отличия между взрослым и, как говорят, ребенком. В моем понимании взрослый человек – это тот, кто может себя воспитать сам, быть ответственным за себя. Малыша учат ходить, постоянно говорят что можно, а что нельзя. Его характер формируется на основе того, что он понял (уяснил) для себя от своих воспитателей (родителей, учителей и т.д.). Но приходит время, когда ребенок вырастает и теперь он сам решает как ему быть. Но стать большим еще не значит стать взрослым. Взрослым человеком может быть только тот, кто может рассудить ситуацию с разных сторон выйдя из своих рамок принципа и нрава, тот, кто учится, пытается смотреть на себя глазами другого человека и после этого сделать вывод и измениться. Человек всегда должен стремится к совершенству своей личности, находить в себе идеи и воплощать их в реальность, исследовать свой характер и быть одновременно воспитателем самому себе. Только таких людей, по моему, можно считать взрослыми».

Мальчик, 11 класс: «Ну, во-первых, это умение ставить перед собой какие-то цели, задачи, а так же умение добиваться их. У взрослого человека должна быть сформулирована жизненная цель. (… вот завернул…). Во-вторых, это осознание человеком того, что он взрослый. Т.е. взрослый человек должен ощущать свою взрослость. В-третьих, важным качеством является ответственность. Взрослый человек непременно должен отвечать за свои поступки. Причем должна присутствовать как моральная ответственность (совесть), так и др. (гражданская, административная, уголовная). Еще одним важным качеством (для меня) являются воля и независимость. О воле хочу сказать: это то средство, которое помогает в достижении поставленных целей. Средство достижения успеха. Независимость – это независимость в принятии решений, независимость в своих поступках. А короче могу сказать, что взрослый – это не ребенок, так как точных критериев взрослости нет».

Пример №2. Обычные тексты подростков.

Мальчик, 6 класс: «Волосатый, морщинистый, ответственный за себя, сформировавшийся характер, дурные привычки, смотрит взрослые мультики».

Девочка, 6 класс: «Ответственность человека, его самостоятельность и в общем взрослый человек имеет больше доброты чем подросток. И взрослого человека характеризует стрессовое состояние это приводит к седине. Честность к другим людям может быть больше уважения к другим людям и лучше поведение».

Мальчик, 7 класс: «Взрослому человеку все можно, но он должен знать свою меру. Взрослый человек работает, получает деньги. Взрослый человек, он знает больше чем ребенок. Отвечает сам за себя. У взрослого человека есть свои права. Взрослые люди женятся заводят детей. Свое жилье».

Девочка, 7 класс: «Я считаю, что взрослый человек отличается от маленького тем, что. Взрослый отличается свободой неограниченной, независимостью , самостоятельностью. Маленький ребенок он зависит от родителей, они не самостоятельные (дети) свободы у них не очень много. Взрослый он уже не зависит от родителей, он очень свободный может делать все что захочет. Захочет пойдет не пойдет на работу, захочет пойдет на disco. А детей бывает заставляют идти в школу если они не хотят, на discoteky им ходить запрещают родители».

Мальчик, 8 класс: «Взрослый человек – это человек со строгим характером который готов всегда помочь, никогда не обидит из-за пустяка, никогда не обманет».

Девочка, 8 класс: «Наверное взрослые это те люди, которые уже достигли совершеннолетия. Которые вошли во взрослую жизнь и живут уже самостоятельно зарабатывая себе на жизнь, сами. У которых уже имеются дети и свое личное мнение которому никто не может противостоять».