Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 21

Под планированием в отличие от проектирования понимается искусство так распределить ресурсы разного рода, чтобы достичь поставленной цели с наибольшей эффективностью, т.е. планирование связано с организацией деятельности, а не с разработкой. В гуманитарных практиках всегда используется проектирование в широком смысле слова.

Обсуждая стадии проектирования, множество авторов (по данным [8,19,27]) сходятся на 3-х основных: анализ, синтез и оценка, которые повторяются в нескольких циклах. Джонс обсуждает эти этапы как дивергенцию (расширение границ проблемы и пересмотр первоначального варианта задачи), трансформацию (разработка концепций решения) и  конвергенцию (разрешение второстепенных противоречий и сужение поля вариантов до единственного проекта) [19, с.92]. Более подробно этапы проектирования выглядят следующим образом [8]:

·  Анализ ситуации или допроектное исследование, целью которого является предварительная оценка практики.

·  Формулирование проблемы или предпроектное исследование (base line stady) – после того как принято решение осуществлять проект необходимо доказать, что необходимы именно такие изменения.

·  Разработка идеи проекта или этап концептуализации – определение на какие представления будет опираться проект (обзор различных теорий и практик), постановка цели и метода достижения.

·  Этап технологизации – определение конкретных процедур в рамках принятой концепции, которые наиболее надежно приведут к необходимому результату.

·  Разработка плана реализации проекта.

·  Определение продуктов и результатов работы.

·  Разработка схем оценки успешности проекта – формулируются критерии оценки продуктов и эффективности результатов изменения деятельности людей.

·  Оценка непредсказуемых эффектов проекта.

·  Реализация проекта.

3.2. Особенность ситуаций, требующих проектирования.
Специфика метода.

Описанная в предыдущем параграфе последовательность этапов является хотя и принципиальной, но не жестко технологичной. В реальной жизни встречаются проблемы и ситуации, которые требует конкретизации и изменения этапов работы для нахождения более эффективного решения. Так, в социальном проектировании (например, изменения уклада жизни какой-нибудь организации) этап реализации проекта начинается в первый же момент проектирования [27].  Кроме того, отмечается, что многое в процессе проектирования вообще не поддается технологизации и требует индивидуального и интуитивного решения. Проектирование противопоставляется стереотипному воспроизводству деятельности – не даром его предмет – изменение. «Задача проектировщика заключается в сознательном увеличении своей неуверенности, в освобождении от заранее заданных решений, в изменении стратегии мыслительной деятельности…» [19, с.92].

При этом очевидно, что далеко не все ситуации требуют такого метода как проектирование. «Под социокультурной проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды и факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать и в другой плоскости – как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа» и далее «Проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека» [27, с. 116].

Попробуем сопоставить различные представления о специфике проектирования:

Целенаправленная деятельность по решению задач (Арчер, 1965).

Принятие решения в ситуации неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов, 1962).

Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий (Мэтчет, 1968).