Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 30

Для решения данных задач и проверки данной гипотезы мы использовали два взаимодополняющих метода: метод контент-анализа текстов старшеклассников о взрослом человеке (в основном направлен на вскрытие чувства взрослости) и метод анализа феноменов возраста (в основном направлен на вскрытие противоречий в самочувствии). В качестве дополнительного метода так же использовался сравнительный анализ с феноменами и текстами подростков.

1 Метод  – Анализ феноменологии старшего школьного возраста.

1 Объект – Возрастные феномены связанные с отношением ко взрослости[16].

1 Предмет  Рассогласования в возрастном самочувствии старшеклассников.

Обоснование. Как правило, феноменологический анализ используется в тех случаях, когда необходимая информация не может быть получена никаким иным образом, как самостоятельный он используется при формулировании гипотезы [18]. При использовании данного метода в нашем исследовании мы опираемся, во-первых, на представления Э. Эриксона, о том, что есть три типа обнаружения себя-чувств (см. подробнее гл. 1, с.5 в данной работе), один из которых – наблюдение за поведением «чувствующего» и другой – интроспекция собственных чувств (доступно с подросткового возраста) мы и используем. А во-вторых, на представления о том, что феноменологический анализ проводится с целью выяснения принципиальной возможности существования данной тенденции.

Описание. В качестве материала анализа мы использовали феномены, зафиксированные в литературе, собственном опыте и психологической практике, а так же результаты, полученные на предыдущем этапе нашей исследовательской деятельности[17] (здесь мы пользуемся данными полученными с помощью метода исследования возрастного самочувствия из блока «чувство взрослости и отношения со взрослыми»). Все феномены, которые приводятся со слов респондентов были «получены» в беседах со знакомыми старшеклассниками (есть установленные личные доверительные отношения). При этом ситуация не была обозначена для собеседника как исследовательская, вопросы о взрослости появились в контексте «разговора за жизнь», таким образом, данные феномены (размышления старшеклассников о взрослости) можно считать «чистыми».

Всего нами было проведено 20 бесед с учащимися 10-11 классов (10 девочек и 10 мальчиков) различных школ сибирского региона (Красноярск, Томск, Новосибирск, Мыски, Нижнеудинск, Железногорск и др.).

Пяти экспертам в области психологии развития был предложен список из 10 критериев обнаружения рассогласований в возрастном самочувствии, связанных с чувством взрослости старшеклассника и стремлением к внешнему отождествлению его как взрослого. В результате экспертной оценки нами были сформулированы следующие критерии анализа феноменов:

1. Претензия на внешнее отождествление его как «взрослого» и «равного» может проявляться:

а) в требовании к себе такого отношения («я считаю, что интереснее, когда преподаватель не стремится все разжевать, как наши учителя, как будто мы первоклассники… »),

б) в его активном принятии («мне нравится, когда меня называют на Вы – это уважительно»).

2. Рассогласование в возрастном самочувствии может проявляться:

а) в отсутствии четкого чувства себя как взрослого или как не взрослого («я не знаю, взрослый я или нет, смотря в какой ситуации»),

б) в наличии определения себя как взрослого по одним критериям (преимущественно внутренним), а как не взрослого по другим (преимущественно внешним) («я взрослая, потому, что давно уже могу учиться самостоятельно, но я еще в школе нахожусь»),

в) в прямом указании на существующее рассогласование («я считаю себя взрослым и все мои друзья так считают, но наверное наши родители всегда будут думать, что мы дети»).

Результаты и интерпретация.

1. На основании анализа полученных феноменов (см. приложение 1.) по первому критерию мы можем говорить, во-первых, о том, что старшеклассник требует к себе уважительного отношения и принятия его как взрослого и равного, что проявляется в отвергании такого типа взаимоотношений со взрослыми (родителями и учителями), при котором со стороны взрослых проявляется снисходительность к способностям и возможностям «ребенка» (критерий 1-а). А, во-вторых, о том, внешнее отождествление старшеклассника как взрослого активно им принимается, что  проявляется в явном предпочтении в общении тем взрослым, которые строят со старшеклассниками отношения «на равных»: с одной стороны уважительные (важность для старшеклассников обращения на Вы), а с другой стороны без снисхождения, т.е. принимая компетентности школьников как ставшие (критерий 1-б). Интересен факт, что наиболее референтными для старшеклассника взрослыми оказываются университетские преподаватели, в то время как школьные зачастую рассматриваются как некомпетентные и неинтересные. Мы интерпретируем данный факт как то, что старшеклассники таким образом проявляют свои притязания на новый тип отношений, связанные с их собственным чувством взрослости. Ведь именно в ситуации, когда к претензии относятся как к тому, что уже есть (ситуация «как бы») возможно развитие. Итак, мы можем говорить о том, что у старшеклассника есть претензия на внешнее отождествление его как «взрослого» и «равного». Юноша в отличие от подростка не борется за чувство взрослости, а защищает его – значит чувство взрослости есть.