Итак, в данной главе мы попытались ответить на вопросы о различиях подростковой и юношеской идентификации и наличествующих ресурсах для разрешения возрастного противоречия – способностей к осуществлению проектирования, о том задается ли ситуация старшего школьного возраста так, что требует проектирования. Материалом анализа для ответов на вопросы служили генетические и феноменологические периодизации, механизмы идентификации и целеполагания, а так же особенности современной социокультурной ситуации. Мы попытались сформулировать гипотезу о форме разрешения противоречия старшего школьного возраста на пересечении трех типов заданностей – требования социальной ситуации, собственные интенции старшеклассника и внутренняя специфика идентификации.
На основании проведенного теоретического анализа мы можем сформулировать гипотезу работы: формой осуществления идентификации в старшем школьном возрасте является проектирование образовательной перспективы.
Если конкретизировать данную гипотезу относительно специфики идентификации в старшем школьном возрасте, то гипотеза будет звучать следующим образом. Старшеклассник идентифицирует как свое противоречие самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего общественного отождествления как ребенка и некомпетентного. Старшеклассник претендует на такой способ разрешения данного противоречия (конструирования конфликта) как проектирование и пытается посредством него осуществлять свое реальное действие самоопределения. Причем сферой, относительно которой осуществляется проектирование, является образовательная перспектива.
Для проверки данной гипотезы нам необходимо теоретически проработать, во-первых, представления о проектировании как культурной форме деятельности (см. главу 3), во-вторых, представления о самоопределении в старшем школьном возрасте, которое задано в феноменологии возраста как его основное деятельностное психологическое содержание (см. главу 4).
В традиции генетического подхода обратимся к истории возникновения проектирования [8,19,27]. Практика проектирования возникла в 17 веке при выполнении сложных инженерных работ, несоразмерных возможностям одного человека и требующих координации действий множества людей – постройка кораблей. Впервые образ будущего объекта был изображен на бумаге и разделен на части для выполнения разными бригадами. Таким образом, исторически первой формой проектирования было техническое проектирование, предметом которого является среда, а результатом – изменение в искусственной среде. Как метод проектирование начало активно использоваться в середине 19 века в связи с развитием НТР. Такая форма организации деятельности оказалась успешной, оформилась и стала переноситься в другие сферы, прежде всего в науку (проектная форма организации исследований). Постепенно проектирование стало приобретать групповой характер, появилась идея его использования в гуманитарных практиках, например, в различных организациях, в том числе в образовании. Отличие гуманитарного проектирования от технического состоит в предмете – изменение деятельности, а не среды. Так же появилось социокультурное проектирование, связанное не только с деятельностью какой-то группы людей, но и с ценностно-смысловыми основаниями деятельности. Окончательное оформление проектирования как особого метода работы произошло уже в нашем веке в связи с синдромом кризиса мирового развития – неспособность работать с неопределенностью – и появлением нового системного подхода в методологии.
Итак, проектирование[9] – разработка будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.
Проект – описание этой будущей деятельности. Проектирование в широком смысле слова включает в себя планирование, и реализацию проекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.