Схема исследования была выстроена в соответствии с представленной в 1 главе общей схемой идентификационных процессов. Это значит, что мы своей работой должны показать на разрешение какого именно противоречия и каким именно способом претендует старшеклассник, и осуществляет ли он действия по разрешению противоречия этим способом.
Повторим еще раз гипотезу исследования – Формой осуществления идентификации в старшем школьном возрасте является проектирование образовательной перспективы. Или: Старшеклассник идентифицирует как свое противоречие самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего общественного отождествления как ребенка и некомпетентного. Старшеклассник претендует на такой способ разрешения данного противоречия (конструирования конфликта) как проектирование и пытается посредством него осуществлять свое реальное действие личностного самоопределения. Причем сферой, относительно которой осуществляется проектирование, является образовательная перспектива.
Объект исследования – феноменология старшего школьного возраста
Предмет исследования – форма идентификации в старшем школьном возрасте
Для проверки данной гипотезы нам необходимо решить несколько задач, которые задают этапы нашего исследования:
1. Выяснить, с каким противоречием отождествляются старшеклассники
2. Выяснить, на какой способ разрешения противоречия претендуют
3. Выяснить, какие реальные действия они предпринимают для разрешения противоречия
4. Выяснить, какова та сфера, в которой возможно разрешение противоречия
В связи с данными задачами нами были сформулированы частные гипотезы относительно каждого этапа исследования. Описания этапов исследования выполнены в соответствии со следующей схемой:
· Цель этапа (соответствует одной из задач исследования)
· Основные вопросы этапа на которые мы пытаемся ответить за счет исследования
· Частная гипотеза на проверку которой направлен данный этап исследования
· Задачи этапа, за счет решения которых удастся подтвердить, опровергнуть или уточнить гипотезу
· Описание метода, объекта и предмета исследования
· Обоснование метода, как наиболее адекватного для решения данных задач
· Описания проведения исследования (процедура, материал, критерии анализа)
· Результаты, полученные в ходе исследования и их интерпретация относительно критериев и гипотезы
· Выводы относительно целей и задач этапа, проверки гипотезы.
Основные вопросы – С каким противоречием идентифицируется старшеклассник? Идентифицируется ли старшеклассник с описанным нами противоречием? Принимает ли он его как задачу своего развития и соответственно задает ли это противоречие ситуацию развития? Или иными словами – адекватно ли мы сформулировали противоречие?
Гипотеза №1. Выявленное нами противоречие «самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего отождествления как ребенка и некомпетентного» принимается старшеклассниками как свое и задает процессы идентификации – является своего рода «идентификационным разрывом». Что проявляется, во-первых, в наличии самоотождествления как взрослого (в том числе и осознанного)[15], а во-вторых, в наличии данного рассогласования в самочувствии старшеклассника в виде «как бы распавшейся» идентичности – невозможности однозначно определить является ли он взрослым.
Таким образом, Задачами этапа являются:
- Выяснить, какие рассогласования есть в возрастном самочувствии старшеклассников.
- Выяснить, соответствуют ли эти рассогласования описанному нами противоречию возраста.
- Выяснить представлена ли старшеклассникам взрослость как качество им присущее (самоотождествление как взрослого), есть ли у них чувство взрослости и претензия на внешнее отождествление их как взрослых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.