Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 29

Глава 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

5.1. Разработанная схема исследования

Схема исследования была выстроена в соответствии с представленной в 1 главе общей схемой идентификационных процессов. Это значит, что мы своей работой должны показать на разрешение какого именно противоречия и каким именно способом претендует старшеклассник, и осуществляет ли он действия по разрешению противоречия этим способом.

Повторим еще раз гипотезу исследования – Формой осуществления идентификации в старшем школьном возрасте является проектирование образовательной перспективы. Или: Старшеклассник идентифицирует как свое противоречие самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего общественного отождествления как ребенка и некомпетентного. Старшеклассник претендует на такой способ разрешения данного противоречия (конструирования конфликта) как проектирование и пытается посредством него осуществлять свое реальное действие личностного самоопределения. Причем сферой, относительно которой осуществляется проектирование, является образовательная перспектива.

Объект исследования – феноменология старшего школьного возраста

Предмет исследования – форма идентификации в старшем школьном возрасте

Для проверки данной гипотезы нам необходимо решить несколько задач, которые задают этапы нашего исследования:

1.  Выяснить, с каким противоречием отождествляются старшеклассники

2.  Выяснить, на какой способ разрешения противоречия претендуют

3.  Выяснить, какие реальные действия они предпринимают для разрешения противоречия

4.  Выяснить, какова та сфера, в которой возможно разрешение противоречия

В связи с данными задачами нами были сформулированы частные гипотезы относительно каждого этапа исследования. Описания этапов исследования выполнены в соответствии со следующей схемой:

·  Цель этапа (соответствует одной из задач исследования)

·  Основные вопросы этапа на которые мы пытаемся ответить за счет исследования

·  Частная гипотеза на проверку которой направлен данный этап исследования

·  Задачи этапа, за счет решения которых удастся подтвердить, опровергнуть или уточнить гипотезу

·  Описание метода, объекта и предмета исследования

·  Обоснование метода, как наиболее адекватного для решения данных задач

·  Описания проведения исследования (процедура, материал, критерии анализа)

·  Результаты, полученные в ходе исследования и их интерпретация относительно критериев и гипотезы

·  Выводы относительно целей и задач этапа, проверки гипотезы.

5.2. Принятие основного противоречия возраста
(первый этап исследования)

Основные вопросы – С каким противоречием идентифицируется старшеклассник? Идентифицируется ли старшеклассник с описанным нами противоречием? Принимает ли он его как задачу своего развития и соответственно задает ли это противоречие ситуацию развития? Или иными словами – адекватно ли мы сформулировали противоречие?

Гипотеза №1. Выявленное нами противоречие «самоотождествления как взрослого и компетентного и внешнего отождествления как ребенка и некомпетентного» принимается старшеклассниками как свое и задает процессы идентификации – является своего рода «идентификационным разрывом». Что проявляется, во-первых, в наличии самоотождествления как взрослого (в том числе и осознанного)[15], а во-вторых, в наличии данного рассогласования в самочувствии старшеклассника в виде «как бы распавшейся» идентичности – невозможности однозначно определить является ли он взрослым.

Таким образом, Задачами этапа являются:

- Выяснить, какие рассогласования есть в возрастном самочувствии старшеклассников.

- Выяснить, соответствуют  ли эти рассогласования описанному нами противоречию возраста.

- Выяснить представлена ли старшеклассникам взрослость как качество им присущее (самоотождествление как взрослого), есть ли у них чувство взрослости и претензия на внешнее отождествление их как взрослых.