[cxxxii] РГАДА, ф. 248, кн. 1888, л. 300 об.; Полное собрание законов. Т. 6. С. 676; Законодательные акты Петра I. С. 109.
[cxxxiii] Публикацию сенатской Инструкции обер-прокурору Синода от 13 июня 1722 г. см.: Полное собрание законов. Т. 6. С. 721 – 722. Наиболее детальный разбор положений Инструкции в литературе см.: Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода… С. 28 – 33.
[cxxxiv] На зримо неаккуратную подготовку Инструкции от 13 июня 1722 г. обратили внимание еще С.А. Петровский и Ф.В. Благовидов. (Петровский С.А. О Сенате… С. 171; Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода… С. 24).
[cxxxv] Как представляется, внесение в Инструкцию от 13 июня нормы о непосредственной подчиненности синодальной обер-прокуратуры верховной власти отнюдь не явилось следствием отмеченной небрежности составителей. В данном случае, думается, законодатель сознательно посчитал необходимым поддержать статус Святейшего Синода как высшего учреждения церковного управления, номинально равноправного с Правительствующим Сенатом. Что удивительно, факт неподчиненности синодального обер-прокурора генерал-прокурору оказался совершенно обойден в историографии. Лишь С.А. Петровский мимоходом отметил, что “генерал-прокурор Сената и обер-прокурор Синода находились решительно в тех же самых отношениях, как и Сенат с Синодом – равны и друг от друга независимы…” (Петровский С.А. О Сенате… С. 170).
[cxxxvi] Законодательные акты Петра I. С. 313, 314 – 315. По распоряжению Петра I, нормами указа от 30 января дополнили п. 7 закона о генерал-прокуратуре. Относительно положений указа от 24 октября император выразился менее определенно: “Внесть в Должность генерала-прокурора…”
[cxxxvii] Стоит добавить, что, явственно желая смягчить закрепленное в указе от 30 января 1723г. вопиющее нарушение принципа субординации, Петр I оговорил, что подчиненный должен был доносить на начальника не сразу, а предварительно “тайно объявив” последнему о замеченном нарушении (и предоставив возможность, тем самым, это нарушение исправить).
[cxxxviii] В литературе не вполне логичное с формальной стороны равноправие прокуратуры Юстиц-коллегии с прокуратурами надворных судов привлекло внимание одного только С.А. Петровского (Петровский С.А. О Сенате… С. 176).
[cxxxix] РГАДА, ф. 248, кн. 1888, л. 301.
[cxl] Полное собрание законов. Т. 6. С. 681; Законодательство Петра I. С. 511. Окончательный вариант установления о комплектовании прокуратуры Малороссийской коллегии формулировался следующим образом: “… Да при той же коллегии быть прокурорам погодно, с переменою, из гвардии капитаном и капитаном–поручиком”. Забегая несколько вперед, стоит оговориться, что данная норма не была реализована на практике.
[cxli] РГАДА, ф. 248, кн. 1888, л. 539 об.; кн. 1889, л. 285, 450 об.; ф. 1451, кн. 13, л. 362; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода / Под ред. И.Я. Образцова. СПб., 1878. Т. 3. Стб. 224.
[cxlii] РГАДА, ф. 9, отд. 1, кн. 58, л. 352 об.; ф. 248, кн. 1891, л. 67 об.; кн. 1917, л. 26; кн. 1918, л. 53; кн. 1934, л. 127 об. [Приложение III, № 1 - 3].
[cxliii] О назначении И.В. Болтина именно сенатским указом см. в Выписке по его челобитной 1722 г.: Там же, кн. 384, л. 406.
[cxliv] Во исполнение приведенной выше нормы о порядке комплектования прокуратуры Малороссийской коллегии, Сенат 22 мая 1722 г. постановил запросить кандидатуры “двух добрых афицеров” у командующего гвардейскими полками И.И. Бутурлина. Сочтя, по-видимому, что двоих будет многовато, гвардейцы прислали в Сенат одного М.С. Хрущева (благополучно утвержденного, как уже говорилось, 15 июня). Характерно, что назначенный малороссийским прокурором “на нынешней настоящей год” Михаил Хрущев пробыл на этой должности значительно дольше, до октября 1725 г., когда его, наконец, сменил А. Макшеев (Там же, кн. 1888, л. 318 об.; кн. 1947, л. 119 – 119 об.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.