Не вполне ясно прописанным в законе оказался вопрос о взаимоотношениях прокуратуры и фискальской службы. В специально посвященных этому вопросу цитированных ранее п.4 и 7 редакции Г (вошедших без изменений в итоговый текст “Должности…”) соподчиненность надзорных ведомств регламентировалась лишь отчасти. Из формулировок п. 4 и 7 следовало, что в компетенцию прокуратуры входило осуществление контроля за фискалами, а также представление их доношений в поднадзорные учреждения. Между тем, собственно организационная подчиненность фискальской службы генерал-прокурору напрямую не оговаривалась ни в одном установлении закона[cxxi].
Не предусматривалась в “Должности…” и подсудность фискалов генерал-прокуратуре. Более того: даже контроль прокуратуры за фискалами носил вовсе не односторонний характер. По одному из положений п. 7, в случае, если прокуроры коллегий и надворных судов медлили с представлением фискальских доношений, фискалы обязывались извещать об этом главу своего ведомства – обер-фискала (а уже он, в свою очередь, уведомлял о происходящем генерал-прокурора)[cxxii].
Таким образом, согласно букве закона от 27 апреля 1722 г., генерал-прокуратура выступала в большей мере как чисто бюрократический посредник между фискалами и уполномоченными рассматривать их доношения учреждениями. В законе вырисовывалось определенное доминирование прокуратуры над фискальской службой – в первую очередь, как инстанции надзора. Вместе с тем, такое доминирование частично компенсировалось встречной прерогативой фискалов контролировать прокуроров коллегий и надворных судов.
Не вызывает сомнений, что Петр I стремился взаимодополнить деятельность обоих видов правительственного надзора. Однако не менее очевидно, что весной 1722 г. формула подобного взаимодополнения у монарха так и не сложилась. Поэтому в “Должности генерал-прокурора” – даже в последней редакции – отразились, в сущности, промежуточные воззрения первого российского императора на отношения фискальского ведомства и новоявленной прокуратуры. Вероятнее всего, данный вопрос предполагалось окончательно регламентировать в составлявшемся с января 1720 г. новом законе о фискальской службе[cxxiii].
В противоположность невнятно обозначенной межведомственной соподчиненности, сходство и различия в компетенции прокуроров и фискалов высвечивались, благодаря “Должности…”, совершенно отчетливо. Исходя из положений закона от 27 апреля, генерал-прокуратура заполучила идентичный с фискальским ведомством круг деятельности – общий надзор за соблюдением законности в стране. Другое дело, что прокуроры были призваны осуществлять контроль, во-первых, исключительно за государственными учреждениями, а во-вторых, прокурорский контроль носил безусловно упреждающий характер.
В отличие от фискалов, выявлявших уже состоявшиеся нарушения закона (и осуществлявших тем самым контроль последующий), прокуратура имела задачу блокировать неправомерное судебное или административное решение на стадии его вынесения, не допуская практической реализации. По справедливому выражению, “оба надзора существуют рядом, дополняя друг друга – один, карая совершенные преступления – фискалы, другой, стараясь предупредить их – прокуроры. Один, проникая всюду, легкий, подвижный, все осматривающий, ко всему прислушивающийся, разыскивающий, выведывающий, другой постоянный, неподвижный, за одним только местом [учреждением] прямо надзирающий и пользующийся услугами первого и, наконец, оба сходящиеся в лице генерал-прокурора… ”[cxxiv]
Как говорилось выше, некоторые установления о генерал-прокуратуре оказались помещены и в подписанный Петром I аналогично 27 апреля 1722 г. закон “Должности Сената”. Наряду с отмеченным дублированием нормы о подчинении главе прокуратуры сенатской канцелярии, в п. 9 этой “Должности…” закреплялась важная прерогатива генерал-прокурора регулировать порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Сената[cxxv]. Заодно в п. 2 закона о Сенате главе прокуратуры вменили в обязанность принимать у президентов коллегий и представлять сенаторам доношения о делах, которые коллегия затруднилась решить самостоятельно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.