… А понеже сей чин не может избыть ненависти и тяжкого времени, того ради мы его принимаем в нашу милостивую протекцию [защиту] и оборону от его ненавистников. …
Обозначенная ранее взаимосвязанность с институтом фискалов вообще явилась важной (и вполне национально специфической) особенностью тогдашней отечественной прокуратуры. Уже в п. 5 редакции А закона прямо регламентировалась обязанность генерал-прокурора осуществлять проверку, а затем представлять в Сенат особо важные фискальские доношения. В случае же, если такое доношение оказывалось “непотребным”, генерал-прокурор мог наложить на фискала дисциплинарное взыскание – вплоть до телесного наказания.
Между тем, несмотря на обширные совпадения в текстах редакций А и Б, в них содержались и зримые разночтения. Дело в том, что в текст начальной редакции Петр I самолично внес ряд примечательных дополнений. В этих дополнениях (собственно и сформировавших редакцию Б) предусматривалось, во-первых, заметное усиление власти генерал-прокурора над фискалами и нижестоящими прокурорами, во-вторых, подчинение генерал-прокурору сенатской канцелярии. Наконец, именно в дополнениях редакции А император определил подсудность должностных лиц прокуратуры: генерал–прокурор и его заместитель обер-прокурор подлежали суду исключительно монарха, остальные прокуроры – суду Правительствующего Сената.
Так или иначе, здание российской прокуратуры в том виде, как оно представало в проекте редакции Б, выглядело более чем внушительно[cx], хотя местами и причудливо. С одной стороны, базисная функция генерал-прокуратуры уже твердо вырисовалась как общенадзорная. С другой стороны, в п. 2 и 3 редакции данная функции дополнялась чередой упомянутых выше специальных обязанностей генерал-прокурора – частью неорганичных основному направлению его деятельности, частью заведомо нереализуемых на практике (вроде предписания защищать вдов и сирот). Впрочем подобным несообразностям суждена была недолгая жизнь.
Третья по счету редакция В закона “Должность генерала - прокурора” отличалась от первых двух безусловно существеннее, нежели они сами друг от друга. Наиболее разительную трансформацию претерпел п. 2 составлявшегося закона[cxi]:
Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал а ежели, что увидит противное сему, тогда в тот же час должен предлагать Сенату явно с полным изъяснением, в чем они или некоторыя из них не так делают, как надлежит, дабы исправил. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить и немедленно донесть нам, если весма нужное. А о протчих в бытность мою в Сенате или помесячно или понеделно, как указ иметь будет. …
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.