Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 83

Должность генерала-прокурора (редакция В)

5.

Должен от фискалов все доношения, о чем их должность есть, примать и предлагать Сенату и инстиговать. Также за фискалами смотреть и, ежели что худо увидит, немедленно доносить Сенату. …

Должность прокурора

(редакция А)

3.

Он же должен от фискалов все доношения, о чем их должность есть, примать и предлагать колегии и инстиговать. Также за фискалами смотреть и, ежели что худо увидит, немедленно доносить генералу-прокурору. … (Там же. С.304, 321)

Во-вторых, в обеих редакциях идентично прописывалась форма внесения в поднадзорное учреждение прокурорского протеста – “доносить должен” (синхронно трансформированная впоследствии в “предлагать должен”). С другой стороны, между редакциями имелось и зримое различие. В конце п. 1 редакции В читалось установление об особой прокурорской книге (прежде речь шла о двух таких книгах), по которой надлежало отслеживать исполнение распоряжений подконтрольного ведомства. В главе же об адмиралтейском прокуроре аналогичный фрагмент касательно единой книги появился только во второй редакции Б. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что именно редакция В “Должности генерала-прокурора” послужила источником при разработке  редакции А “Должности прокурора”.

[cxxix] Узковедомственный характер закрепленной в п. 6 “Должности прокурора” нормы был, разумеется, очевиден для Петра I. Поэтому в отмеченном выше предписании о рассылке списков гл. 2 Адмиралтейского регламента по коллегиям и надворным судам император специально отметил: “… кроме 6 артикула о работах”.

[cxxx] Полное собрание законов. Т. 6. С. 543; Законодательные акты Петра I. С. 323. Характерно, что первоначально в п. 109 гл. 1-ой Адмиралтейского регламента говорилось о подсудности Сенату только коллежских цалмейстера, контролера и казначея. Дополнение о прокуроре появилось в ст. 109 несколько позже, в соответствии с именным указом от 6 июня 1722 г. Этим же указом Петр I распорядился типографски издать 600 вкладных листов с окончательным вариантом текста п. 109 и вплести их в уже напечатанные экземпляры Адмиралтейского регламента (Там же. С. 323).

[cxxxi] Нельзя сказать, что упомянутый выше именной указ от 11 мая 1722 г. о подготовке регламентов по образцу Адмиралтейского  оказался вовсе проигнорирован. Регламенты нового типа составлялись вроде бы во всех коллегиях. Другое дело, что ни один разработанный тогда законопроект не получил утверждения. Из череды этих несостоявшихся источников права в научный оборот к настоящему времени попал единственный – опубликованный Н.Н. Ардашевым в 1890 г. проект регламента Вотчинной коллегии. Представленный в Сенат в январе 1723 г. данный проект состоял из 90 пунктов и содержал особый раздел о коллежской прокуратуре. Судя по всему, авторы проекта очень прямолинейно восприняли предписание указа от 11 мая об использовании Адмиралтейского регламента в качестве эталона. Несмотря на специфику компетенции Вотчинной коллегии (занимавшейся вопросами дворянской земельной собственности), многие  установления проекта 1723 г. почти дословно воспроизвели соответствующие нормы регламента военно-морского ведомства. Подобная тенденция сказалась в полной мере и на разделе о прокуратуре. В итоге, п. 109 гл. 1-ой Адмиралтейского регламента образовал п. 35 проекта, глава 2 – п. 40 – 45. Исполнные рвения незадачливые кодификаторы из Вотчинной коллегии внесли в проект даже отмеченный выше заведомо узкоспециальный по содержанию п. 6 “Должности прокурора”:

Адмиралтейский регламент

… 6. О смотрении работы, когда коллегия не собирается.

В те дни, в которые колегия не собираетца, должен смотреть работ адмиралтейских, так ли отправляютца, как регламент [Адмиралтейский] повелевает. И ежели что противно увидит, о том доносить колегии. …

Проект регламента Вотчинной коллегии

… 45. О смотрении дел, когда коллегия не собираетца.

В те дни, в которые коллегия не собираетца, должен смотреть всех дел, кои в коллегии имеютца, и по них отправлениев, так ли следует, как Генералный регламент повелевает. И ежели что противно увидит, о том доносить в коллегии. …

(Законодательные акты Петра I. С. 322; Ардашев Н.Н. Регламент Вотчинной коллегии в проектах 1723, 1732 и 1740 годов // ЧОИДР. 1890. Кн. 1. С. 40). Даже  некоторая обработка протографа не отменяла заведомой бессмысленности закрепленных в п. 45 положений: в дни, когда члены присутствия не собирались, Вотчинная коллегия попросту не работала. И какие дела мог вотчинный прокурор “смотреть” в такие дни – полная загадка. Разве что дела в необъятном Вотчинном архиве…