Прокуратура Петра I: истоки создания, страница 41

Повод для этого протеста отличался своеобразием: Григорий Григорьевич предложил отменить вынесенное 20 июля сенатское решение о назначении прокурорами надворных судов И.В. Отяева и Т.К. Кутузова. Учитывая, что кандидатуры названных лиц были предложены Сенату совместно генерал- и обер-прокурорами, ситуация с протестом выглядела более чем странной. В действительности поворот в позиции Г.Г. Скорнякова-Писарева объяснялся тем, что уже после внесения и утверждения кандидатур он получил о новоявленных прокурорах очень неблагоприятные сведения. Особенно неприглядная картина открылась  по Тимофею Кутузову: выяснилось, что к моменту назначения он состоял под следствием по обвинению в нескольких преступлениях, в частности во взятках, в укрывательстве от воинской службы и в умышленном убийстве[cclvi].

Попытка обер-прокурора добиться пересмотра сенатского указа от 20 июня успеха, однако, не имела[cclvii]. Наряду с сенаторами, за Ивана Васильевича и Тимофея Кирилловича негаданно вступился П.И. Ягужинский, веско заявивший Григорию Скорнякову-Писареву, что “он не признавает за ними [И.В. Отяевым и Т.К. Кутузовым] никакого явного пороку, и для того отменить [их назначение] за благо не разсуждает…”[cclviii] На этом официальные протесты Г.Г. Скорнякова-Писарева закончились.

Отсутствие в последующем сенатском делопроизводстве всяких следов “протестаций” генерал-прокуратуры не означало, разумеется, что Павел Ягужинский и сменивший Григория Григорьевича И.И. Бибиков отличались бесхребетностью, во всем потакали сенаторам. Как представляется, после 1722 г. генерал-прокуратура просто сменила тактику. “Обжегшись” на примере Г.Г. Скорнякова-Писарева, Павел Иванович (заодно с Иваном Бибиковым) предпочел разрешать спорные вопросы еще на стадии выработки сенатских решений, что называется, в рабочем порядке, не доводя дело до громогласных формальных протестов.

IV

Насколько можно судить по указным книгам и протоколам Правительствующего Сената, при жизни Петра I третья линия компетенции генерал-прокуратуры – право законодательной инициативы – воплотилась на практике трижды. В августе 1722 г. генерал- и обер-прокуроры выступили с масштабной идеей осуществить проверку финансовой деятельности ответственных за различные сборы подьячих за истекшее трехлетие. 15 ноября того же года Григорий Скорняков-Писарев единолично внес в Сенат весьма здравое предложение о всеобщей перемене должностных лиц, назначенных в те местности, где они владели населенными имениями. Наконец, в октябре 1724 г. П.И. Ягужинский и И.И. Бибиков подали обширный проект о реорганизации сенатской канцелярии[cclix].

В первом случае Правительствующий Сенат незамедлительно издал указ, поручавший провести инициированную генерал-прокуратурой проверку Камер-коллегии. Во втором – дело ограничилось предписанием Герольдмейстерской конторе “росписать, кто  куды х каким делам определен, и в какой близости от тех мест”[cclx].  В последнем случае, во исполнение ключевого пункта проекта, Сенат распорядился ввести в канцелярии должность второго обер-секретаря[cclxi].

Несколько чаще, нежели выдвижением законодательных инициатив, генерал-прокуратуре довелось заниматься представлением высшей власти доношений нижестоящих прокуроров (четвертая линия реальной компетенции). В сенатской документации 1722–1724 гг. отразилось 13 эпизодов, когда “господа Сенат” принимали связанные с такими представлениями решения[cclxii]. Кроме того, в 10 случаях Правительствующий Сенат издавал указы по прокурорским доношениям, поступившим напрямую, минуя генерал-прокурора[cclxiii]. Особенно много доношений прокуроров коллегий и надворных судов взошло на рассмотрение сенаторов при посредстве генерал-прокуратуры   в 1723 г.

Тогда соответствующие  прокурорские доношения легли в основу шести указов Сената (взошедшие напрямую – пяти). По тематике доношения касались главным образом выявленных нарушений  законности, хотя, случалось, представители прокурорского надзор просили и об увеличении канцелярского персонала, и об отводе помещений для “своей” коллегии, и о  скорейшем утверждении коллежского регламента. Наибольшей активностью отличался, безусловно,  прокурор Юстиц-коллегии А.Т. Ржевский, по доношениям которого за первые три года существования прокуратуры Сенат вынес, по меньшей мере, восемь постановлений.