Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 9

1. Экономическое распоряжение кадровым и интеллектуальным потен­циалом путем персональной "продажи" (найма на работу в компанию заказчи­ка) является экономически малоэффективным и в переходных экономических условиях перерастает в "экспорт" высококлассных специалистов. Эффективным методом распоряжения интеллектуальным потенциалом является продажа не труда, а интеллектуальных продуктов, т.е. продуктов деятельности сооргани­зо­ванных в предпринимательские структуры научно-исследовательских коллекти­вов. Создание и продажа конечного интеллектуального продукта позволяет:

существенно увеличить интегральную стоимость трудовых ресурсов (т.е. при­умножить интеллектуальный потенциал за счет его целевой соор­га­ни­зованности);

значительно снизить тенденции к вымыванию кадров за счет обеспечения достаточно высокооплачиваемой занятости и интегрированности в мировые научно-производственные процессы;

увеличить доходы региона и государства.

Таким образом, коммерциализация сферы производства интеллек­туаль­ных продуктов существенно увеличивает потребительскую стоимость немате­риальных активов, создает предпосылки для устойчивого роста научно-техни­ческой сферы и объективно снижает тенденции к утечке персонала.

2. Стратегия реорганизации интеллектуального сектора экономики регио­на должна предусматривать:

максимально полное использование существующей нормативной базы, а также усилия по дальнейшему ее развитию, направленному на обеспечение стратегической роли интеллектуального потенциала в экономике Харьковского региона;

активизацию процесса коммерциализации деятельности научно-исследо­­вательских организаций и коллективов;

интенсификацию усилий, связанных с созданием цивилизованного рынка интеллектуальных продуктов и услуг;

развитие инфраструктуры информационной, правовой и организационной поддержки коллективов, осваивающих предпринимательский путь развития;

оперативный и стратегический мониторинг процессов, систему обратной связи и коррекции стратегии;

централизованный маркетинг, ориентированный как на продвижение гото­вых интеллектуальных продуктов, так и на поиск и размещение в регионе заказов на его создание (в первую очередь ориентированный на крупные компа­нии развитых стран);

анализ, выработку и поддержку индивидуальных путей развития для круп­ных научных и научно-исследовательских центров, во многом определяющих международный статус харьковской науки;

координацию процессов обеспечения интеллектуальной сферы квалифи­ци­рованными кадрами;

организационные усилия и демонстративную политическую поддержку перечисленных выше процессов со стороны государственных и региональных органов власти.

3. К наиболее перспективным направлениям интеллектуального бизнеса в Харьковском регионе относятся работы со следующими характеристиками:

основной заказчик (покупатель) услуг и продуктов — компании эконо­мически развитых стран;

первоочередная ориентация на подрядные типы работ;

стратегическая ориентация на установление стабильных связей, работа над долгосрочными, перманентно развивающимися продуктами.

4. Самопроизвольное освоение интеллектуальной сферой рыночного пространства вряд ли возможно в обозримом будущем. Негативные процессы гораздо скорее приведут к полному экономическому и интеллектуальному обни­щанию рассматриваемой сферы, после чего о "трансформации" или "восстановлении" говорить уже будет слишком поздно.

Это означает, что для задания вектора стратегического развития интел­лектуального сектора обязательно наличие внешней по отношению к этому сектору политической воли, инициирующей, соорганизующей и поддер­живаю­щей деятельность по преодолению имеющегося разрыва между актуальным и желаемым его состоянием. Для формирования и осуществления такой стра­тегии потребуется создание специальной организационной системы, соеди­няю­щей в себе административные возможности региональных органов управления и профессиональный ресурс, а также экономические возможности компа­ний (местных и зарубежных), заинтересованных в развитии бизнеса в интел­лектуальной сфере.