Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 6

Очевидно, что в рамках такого сценария выигрыш в первую очередь получают те регионы, основу производственного потенциала которых состав­ляют добывающие и перерабатывающие отрасли.

Второй, индустриальный. Осуществляется долгосрочная протекцио­нист­ская промышленная политика, стимулирующая модернизацию отечественной производственной базы и развитие современных отраслей массового индуст­риального производства, ориентированного на экспорт. Экспортные возмож­ности сырьевых отраслей и производств с низкими ступенями технологического передела используются в качестве аккумулятора ресурсов, необходимых для технического перевооружения и технологизации индустриально органи­зо­ванных производств в машиностроении и приборостроении. За счет комплекса правовых, финансово-экономических и организационно-административных мер качественно улучшается инвестиционный климат в приоритетных отраслях индустрии. Украина входит в число индустриально развитых государств с высо­кими темпами экономического роста. Постепенно происходит структурная реор­га­низация промышленности, в результате чего вновь возрастает доля высоко­технологического производства и снижение (относительное) доли сырьевых и сопутствующих отраслей. В третичном секторе (массовое индустриальное про­из­водство) быстро возрастает доля иностранного участия, в первую очередь ТНК. Происходит активизация малого производственно-технологического биз­не­са, обслуживающего крупные производства. Возрастает интерес к отечест­вен­ным технологиям, научно-технический комплекс получает импульс к разви­тию. Обостряются социальные проблемы, связанные со структурными изменениями в промышленности. Высвобождение персонала из неприоритетных отраслей вызывает активность государства и капитала по развитию сферы услуг и малого предпринимательства.

Нужно понимать, что возможность реализация такого сценария обуслов­лена довольно широким и жестким набором условий, требует очень серьезных инвестиций и весьма продолжительного времени (выше указывалось — не менее 15 – 20 лет). При этом возрастает зависимость национальной и регио­нальной экономики от мировой конъюнктуры и политики мировых ТНК и возникает острая конкуренция за инвестиции с индустриальными странами Азии и Латин­ской Америки. Закрепление в числе индустриальных стран сопровож­дается все большим отставанием от мировых лидеров, осваивающих постиндустриальный хозяйственный уклад.

Третий, опережающий. Предпринимаются меры по стимулированию ускоренного развития "экономики знаний", по созданию максимально благо­при­ятных условий для масштабных инвестиций в производство интеллек­туальной продукции, по превращению отмеченных выше передовых секторов научно-технического комплекса в эффективный ресурс социально-экономи­ческого развития. Формируется необходимая правовая база, государство доби­вается наведения общепринятого порядка в экономике и активно инвестирует в развитие инновационной инфраструктуры. Выделяются и эффективно поддер­живаются приоритетные направления национальной "индустрии знаний". Расчет делается на своеобразный "туннельный" переход от ранней индустриальной фазы к постиндустриальной, минуя стадию масштабной модернизации индуст­риальной базы. В рамках такой хозяйственной стратегии решающую роль играют регионы с наивысшим уровнем научно-технического и образовательного потенциалов, которые становятся территориями новой экономики, формируя критическую массу необходимых институтов и постепенно втягиваясь в коопе­рацию с существующими мировыми сетями постиндустриальной экономики.

Очевидно, что реализация подобной стратегии в чистом виде представ­ляется крайне маловероятной, поскольку требует разработки и согласованного выполнения невероятно сложных национальных программ, в рамках которых необходимо предусмотреть параллельное осуществление нескольких под­программ, каждая из которых должна работать с принципиально разными объек­тами и согласованно переводить их в состояние, требуемое условиями постиндустриального уклада: управляемо сворачивать первичный и вторичный секторы хозяйственной системы, выборочно поддерживать третичный, созда­вать условия для развития четвертичного, снимать наиболее острые социальные проблемы, неизбежно сопровождающие масштабные преобразования, обеспе­чивать требуемые уровни экономической безопасности и многое другое. И все это — при отсутствии мирового опыта осуществления столь сложных преоб­разований.