Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 77

Анализ профессионального уровня работников нацелен на выявление особо ценных (с профессиональной точки зрения) сотрудников, формирование так называемого "ядра" организации. Несмотря на кризисную ситуацию, пред­прия­тию необходимо создание специальных поощрительных мер во избежание текучести кадров, и в первую очередь именно таких высококвалифицированных специалистов.

Учитывая ограниченность материальных резервов, такими мерами могут стать различные целевые действия, направленные на повышение их авторите­та (введение новых "громких" должностей и т. д.).

Основываясь на результатах вышеописанных исследований персонала, руководство предприятия может приступить к анализу существующей системы поощрения с целью перераспределения, сокращения или увеличения выделяемых для этого финансовых средств.

Система маркетинга. К сожалению, на многих предприятиях Украины маркетинговые отделы или бюро только де-юре выполняют всю многогранность работ, присущих данным подразделениям; де-факто — обычные отделы сбыта, сориентированные преимущественно на продвижение продукции.

Переживающая кризисную ситуацию организация, как никогда, нуждается в корректном определении своих позиций на рынке и, соответственно, в перспек­тивах выпускаемой продукции или услуг, анализе эффективности мер по продви­жению и удержанию товара на рынке, характере происходящих на нем изме­нений (через систему маркетинговых исследований), интересных направ­лениях и новшествах, степени эффективности использования маркетингового бюдже­та и т.д.

Анализ системы маркетинга на предприятия призван выявить соответствие и эффективность выполняемых функций общепринятым стандартам и дать реко­мен­дации по вопросам возможных организационных преобразований подраз­де­ления, а также о необходимости пересмотра бюджета финансирования направлений его работы.

Критерием эффективности функционирования может стать способность отдела своевременно, достоверно, оперативно и исчерпывающе полно дать информацию по текущим маркетинговым вопросам.

Финансовая система. Неэффективность финансовой системы на предприя­тии есть серьезный тормоз его дальнейшего успешного развития, выявление и устранение недостатков которой является приоритетной задачей проведения анализа данной системы, позволяющей изыскать источники внутренних резервов капитала и оценить целесообразность и возможность использования резервов внешних.

Анализ финансовой системы на предприятии должен проходить в следую­щих разрезах:

1. Анализ формирования финансовой структуры капитала. На этом этапе пред­приятие должно определить степень обеспеченности активами, необходи­мыми для дальнейшего функционирования и реализации антикризисных программ; общую стоимость используемого капитала с определением возможности ее минимизации.

2. Анализ управления активами. Анализируя степень эффективности управ­ле­ния оборотными активами, и в первую очередь дебиторской задолженностью и запасами, предприятие может выявить дополнительные резервы увеличения финансовых средств (за счет, например, снижения уровня запасов продукции на складе и т.д.). Исследуя политику формирования и управления необоротными акти­вами, организация должна пересмотреть эффективность использования сущест­вующих источников их формирования, делая упор на перспективность использования долгосрочной аренды и лизинга. Как результат — является воз­мож­ность высвобождения дополнительных ресурсов.

3. Анализ эффективности управления инвестициями. На данном этапе должны рас­сматриваться вопросы целесообразности дальнейшего осуществ­ления инвес­ти­цион­ных программ; изменение характера инвестиций (реальные, финансовые и инновационные).

4. Анализ управления формированием собственных и заемных финансовых средств. Исследованию подвергается эффективность налоговой (с точки зрения минимизации налоговых платежей), дивидендной (целесообразность на данном этапе, выплата дивидендов и т.д.), эмиссионной и амортизационной политики, эффек­тив­ность управления формированием прибыли предприятия. Кроме этого, анализи­ру­ется вероятность и стоимость использования различных источников заемных средств.