Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 84

Бровко Е.М.,

 
 


аспирант ХГЭУ

Исследования показывают, что существует положительная корреляция между разработкой стратегии и успехом ее реализации на предприятии. Подробно проанализированные анкеты 217-ти вице-президентов 109-ти круп­ней­ших американских корпораций говорят о том, что руководители, составляю­щие планы своей работы, добились большего успеха по показателям отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Одним из наиболее извест­ных долгосрочных исследований по изучению полезности разработки корпора­тивной стратегии является проект "Воздействие рыночных стратегий на прибыль". Этот проект был начат на фирме "Дженерал Электрик" и охватил затем свыше 200 фирм, занимающихся более чем 1 500 направлениями по производству товаров и услуг. В результате исследования было установлено свыше 30 факто­ров, оказывающих предсказуемое влияние на прибыльность, что стало бесцен­ным для фирм, занимающихся разработкой корпоративной стратегии развития акционерных обществ.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия должна быть разработана таким образом, чтобы не только оставаться целостной в течение длительного периода времени, но и быть достаточно гибкой, чтобы при необходимости можно было осущест­вить ее модификацию и переориентацию.

Разрабатываемая стратегия должна соответствовать следующим принципам:

рефлексии (речь идет о возможности принимать во внимание реакцию окружающей среды на принятое решение);

самоорганизации (использовании механизма автономной циклической само­поддержки в ответ на изменяющиеся условия внешней среды;

ограниченной рациональности (необходимости исходить из условия огра­ни­ченного доступа к информации и субъективности полученной информации);

самоопределения, когда система не только определяет свое положение в окружающей среде, но и оценивает свое влияние на нее, т.е. является активным ее элементом;

диверсификации, когда используются различные средства производства, с одной стороны, и концентрируются различные виды деятельности — с другой. Этот принцип в своей материальной реализации направлен на вовлечение в оборот свободных средств предприятия, способствует эффективному перерас­пре­­делению ресурсов между разнорентабельными видами деятельности, наибо­лее полному использованию производственного потенциала, занятости населения;

резервирования ресурсов (целесообразности исходить из ограниченности ресурсов и обеспечении запасов для осуществления ритмичной работы);

непрерывной адаптации (принципа важности в условиях изменяющейся макро­среды предприятия, особенно ее законодательного фактора).

В настоящее время предприятия-производители и потребители их продук­ции не обладают априорными знаниями о том, какие виды товаров могут удовлет­ворять спрос и как эти товары получают доступ на рынок. Современный рынок — это уже не гражданский форум, на котором покупатели и продавцы договариваются о цене и количестве товара.

Разрешить проблему разработки и создания товара, его рынка сбыта, про­движения на этот рынок и установления "правильной" цены (так называемого правила "4 Р маркетинга") призван маркетинг как современная концепция управ­ления и базирующиеся на этой концепции стратегии.

Стратегия маркетинга фирмы — это генеральная линия поведения компа­нии на рынке, маркетинговые меры компании по устойчивому продвижению своих товаров на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговых мероприятий, мониторинг по каждому рынку и товару. Стратегия может быть направлена на достижение максимального эффекта независимо от степени риска либо на минимальный риск, без расчета на значительный эффект.

Можно выделить три основные стратегии маркетинга, способствующие развитию предприятия или акционерного общества (большинство предприятий являются акционерными обществами и именно в них наиболее слаженно дейст­вуют экономические механизмы). Перечисленные ниже стратегии особенно акту­альны для предприятий, большинство выпускаемой продукции которых находится на начальной фазе жизненного цикла либо на стадии вырождения: стратегия рынка, стратегия товара, стратегия ценообразования.