Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 10

Такая система, осуществляющая стратегию преобразования и развития интеллектуального сектора региона, получила название "Харьковский инновационный порт" (ХИП).

Организационно-экономические механизмы реализации проекта "Харьковский инновационный порт". Цели, задачи и функции "Харьков­ского инновационного порта". Основные цели — это экономическое развитие региона за счет увеличения инвестиций, объема продаж и экспорта интеллектуальной продукции и научно-технических услуг; сохранение и разви­тие интеллектуального потенциала региона; повышение уровня менедж­мента и маркетинга в сфере высоких технологий; формирование целевого заказа для вузов, повышение качества высшего образования; позитивное влияние на сопутствующие сферы экономики региона (высокотехнологичные индустриаль­ные отрасли, где могут использоваться созданные разработки и продукты, телекоммуникации, банковская сфера и т.д.).

Основные задачи "Харьковского инновационного порта". Интегральной задачей "Харьковского инновационного порта" является обеспечение привлека­тельности Харьковского региона для иностранных инвесторов и фирм — заказчиков научно-технической продукции и услуг — и продвижение интеллек­туальной продукции региона на международные рынки.

В соответствии с этим структура задач ХИП представлена следующим образом:

а) в нормативно-правовой сфере:

подготовка и утверждение в Кабинете Министров Украины перечня приоритетных видов деятельности СРИД Харьковской области с максимально полным включением всех кодов КВЭД, относящихся к производству интел­лектуальной продукции;

создание в рамках Закона "О специальном режиме инвестиционной дея­тельности на территории г. Харькова" особого режима рассмотрения инвес­тиционных проектов в интеллектуальном секторе производства;

гармонизация возможностей Законов "О специальном режиме инвести­ци­онной деятельности", "О специальном режиме инвестиционной и иннова­цион­ной деятельности технологических парков", а также общего экономического законодательства и соответствующих подзаконных актов — с целью создания на региональном уровне единой правовой среды, максимально благо­прият­ствующей участию иностранных компаний в высокотехнологическом бизнесе и способствующей притоку инвестиций в интеллектуальную сферу региона;

б) в организационно-правовой сфере:

отработка механизмов создания фирм (преимущественно в форме ООО или АО) на базе научно-технических коллективов и соответствующих объектов интеллектуальной собственности, а также холдинговых структур вокруг акцио­нированных НИИ и других хозяйствующих субъектов, призванных вовлечь интеллектуальные ресурсы региона в рыночную среду;

оценка нематериальных активов (капитализация интеллектуального ресур­са), разработка соответствующих методик и рекомендаций, аккредитация ком­паний, занятых такой оценкой;

отработка и установление имущественно-правовых отношений "госу­дар­ст­во – АО НИИ – ООО – коллектив разработчиков" относительно объектов интел­лек­туальной собственности, созданным при участии бюджетного финан­си­ро­ва­­ния, с использованием оборудования научно-исследовательской орга­низации и т.д.;

отработка системы регистрации объектов интеллектуальной собствен­ности и защиты авторских прав в рамках действующего законодательства;

в) в регуляторно-административной сфере:

в рамках действующего законодательства — максимальное упрощение всех процедур регистрации и начала бизнеса зарубежных компаний в Харьковском регионе;

демонстративно дружественное отношение властных структур к ино­стран­ным предпринимателям и компаниям, развивающим бизнес в регионе;

открытость и доступность первых лиц региона для иностранных пред­принимателей и компаний, начинающих бизнес в регионе, создание при губер­наторе области и мэре города совещательно-наблюдательных органов, следящих за соблюдением прав иностранных инвесторов и предпринимателей и рекомендующих меры по дальнейшему улучшению делового климата;