Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 3

О структуре внутреннего спроса на производственную продукцию и услуги можно судить на примере Харькова — в недавнем прошлом круп­нейшего машиностроительного центра. Наиболее привлекательными секторами для инвесторов являются пищевая промышленность, услуги связи, торговля и легкая промышленность. В машиностроительный и приборостроительный комплексы Харькова — основные составляющие его промышленного потен­циала — зарубежные инвестиции практически не поступают. Все это свидетель­ствуют о том, что в условиях открытой экономики большинство украинских производств с высоким уровнем технологического передела по многим пара­метрам не соответствуют мировому уровню и потому не могут рассматриваться в ближайшей перспективе в качестве серьезных объектов для инвестирования. Справедливости ради нужно отметить, что на этом фоне контрастно выделяется ряд высокотехнологических предприятий, которые довольно успешно осваи­вают новую экономическую реальность и расширяют свое присутствие на зару­бежных рынках (НПО "Турбоатом", НПО "Электротяжмаш", АНТК им. Анто­но­ва, "Мотор-Сич", "Южмаш" и ряд других). Помимо изначально высокого техни­ческого уровня, обеспечивающего конкурентоспособность производимой ими продукции, еще одной немаловажной причиной относительной успешности их деятельности является такая специфическая характеристика, как уникальность производимой штучной (под конкретный заказ) продукции. Для подобных произ­водств рыночная ситуация во многом отлична от той, что существует для продукции массового спроса.

Научно-технический комплекс. Несмотря на серьезные потери послед­него десятилетия, Украина все еще располагает внушительным научным потенциалом, сопоставимым с потенциалом большинства развитых стран Евро­пы. Наличие научных школ мирового уровня, давней культуры исследо­ва­тель­ской работы и высококвалифицированных специалистов позволяет и сегодня проводить современные исследования и разработки по достаточно широ­кому спектру направлений. Сложнее, чем в исследовательской сфере, обстоит дело в технологическом и проектно-конструкторском секторах, конку­рентные возмож­но­сти которых и в прежние времена были невысоки. Известно, что оте­чест­венные технологии гражданского применения традиционно уступают западным аналогам по уровню надежности, эргономическим и экологическим параметрам и готов­но­сти к практическому использованию. За последние годы именно в техноло­гической и проектно-конструкторской сфере наши потери оказались наиболее высокими. Если общее количество ежегодно выполняемых научно-технических разработок в Украине снизилось за период 1991 – 1999 гг. с 82,0 до 43.7 тыс., то количество разработок новых видов техники и техно­логий умень­ши­лось в три раза, а разработок с использованием изобретений — почти в пять раз.

Как уже подчеркивалось выше, специфика постиндустриальной фазы раз­ви­тия состоит в том, что доминирующим фактором научно-технического прогресса и приоритетным объектом инвестиционной активности все в большей степени оказываются нематериальные ценности, заключенные в новых идеях, в научных разработках, в информационных и других высоких технологиях.

Мировой опыт показывает, что коммерциализация интеллектуального потен­циала и результатов интеллектуальной деятельности путем их непосред­ственного вовлечения в современные формы функционирования рынка товаров и капиталов является условием как интенсификации развития самого этого потенциала, так и превращения его в самостоятельный фактор социально-экономического развития общества.

Харьков и сегодня остается ведущим научным центром Украины, и его научно-технический потенциал, бесспорно, может и должен служить основой инновационного развития региона, предопределяя его перспективный социаль­но-экономический и культурный облик. При этом наличие такого потенциала объективно составляет одно из решающих преимуществ в процессе рыночной трансформации экономики и является одним из наиболее значимых факторов в выработке и реализации стратегических ориентиров регионального социально-экономического развития.