Концепция формирования инновационной модели социально-экономического развития Харьковской области "Харьков как инновационный порт", страница 75

поглощение осуществляется путем приобретения предприятия-должника предприятием-санатором, при этом предприятие обычно теряет свой само­стоя­тель­ный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочер­него предприятия;

разделение может быть использовано для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность путем сущест­вен­ного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата, непроиз­вод­ственных и вспомогательных служб;

преобразование в открытое акционерное общество, осуществляемое по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия обеспечить пути его выхода из кризиса;

передача в аренду характерна в настоящее время для санирования госу­дарственных предприятий, при которой они передаются в аренду членам трудового коллектива;

приватизация как форма санации в настоящее время получила большое развитие.

Подбор санатора осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой сана­тор должен принимать обязательное участие.

Подготовка бизнес-плана санации представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Он разрабатывается представителями санатора, предприятия-должника и неза­ви­симой аудиторской фирмы.

Расчет эффективности санации позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные ее формы, осу­ществ­ляется путем соотнесения результатов и затрат на ее осуществление в предложенной форме.

Утверждение бизнес-плана санации происходит после рассмотрения про­ек­та бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересо­ван­ными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и санаторами).

Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации включается в систему текущего и оперативного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой службой предприятия.

На взгляд автора, в процесс управления санацией следует включить этап подготовки коллектива предприятия к санации. Коллектив должен работать, осознавая сложность задач, поставленных перед ним, так как проводить санацию нужно с участием всего коллектива и опираясь на него. Для этого персонал должен быть хорошо информирован, перед ним ставятся четкие задачи, за осуществлением которых необходимо осуществлять и контроль.

Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

СИСТЕМА АНАЛИЗА,         УДК 658.012.32

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Нестеренко Р.А.,

 
 


аспирант ХГЭУ

Как правило, большинство организаций, находящиеся в кризисных усло­виях, испытывают недостаток финансовых ресурсов, необходимых для реали­за­ции анти­кри­­зисных программ. Основной задачей руководства в этих условиях является опти­мизация использования имеющихся собственных и привлеченных средств. Отсюда проистекает необходимость в анализе и корректировке существующей системы бюджетирования с ориентацией последней на максимальную эффективность.

Данный процесс необходимо начинать с выявления слабых мест в системе организации функционирования предприятия, целью которого является сокра­щение "распыления" финансовых ресурсов. Первоочередными направлениями анали­за должны быть:

организационная структура предприятия;

персонал;

система маркетинга;

финансовая система;

система информационных потоков.