В Украине в настоящее время также ощущается потребность в переориентации на инновационную деятельность. Реструктурирование экономики предполагает коренные структурные изменения путем выведения из производства устаревших основных фондов, создания новых производственных структур на базе новых технологий.
Инновационная деятельность рассматривается в Украине как одна из форм инвестиционной политики, осуществляемая с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу и содержащая:
· выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологий;
· прогрессивные межотраслевые сдвиги;
· реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;
· финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;
· разработку и внедрение новой, ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического состояния.
Анализ показывает, что инновационная деятельность до настоящего времени не получила широкого распространения в Украине. Одной из основных причин этого является отсутствие единой экономической концепции осуществления экономических преобразований, что порождает неопределенность и нестабильность экономической среды. Высокая инфляция делает непривлекательными инвестиции в производство, поэтому имеющиеся финансовые ресурсы используются, как правило, для кредитования спекулятивных сделок коммерческих структур и спекуляций на валютной бирже.
С целью финансирования мер по обеспечению развития и использования достижений науки и техники в Украине в 1992 г. был создан Государственный инновационный фонд. Его средства формируются за счет бюджетных ассигнований для поддержки научно-технической деятельности, отчислений средств предприятий и организаций, добровольных взносов юридических и физических лиц. Государственный инновационный фонд предоставляет предприятиям всех форм собственности долгосрочные беспроцентные кредиты под реальные перспективные проекты, срок выполнения которых не превышает 1,5 года. Приоритетными считаются проекты и предложения, в результате осуществления которых будут выпускаться экспортные товары и импортозамещающая продукция. По оценкам специалистов, средства фонда использовались довольно эффективно, однако их явно недостаточно для обеспечения качественного поворота к внедрению инноваций в Украине. Следует отметить, что включение фонда в состав госбюджета значительно снизило его возможности и не обеспечивает на данный момент целевого использования средств.
Таким образом, можно констатировать, что в Украине имеется насущная потребность в развитии инновационной деятельности, но ее широкое распространение тормозится неопределенностью экономической среды, отсутствием необходимых инвестиционных ресурсов, неэффективным использованием имеющихся средств. В связи с этим представляется необходимым повышение роли государства как организатора инновационного процесса. Требуются надежные государственные гарантии сохранности инвестиций, направленных на внедрение новаций, а также создание комплекса поощрений и льгот для фирм, ориентирующихся на инновации.
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ХАРЬКОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТ"
|
канд. экон. наук,
директор Северо-Восточного научного центра
Национальной академии наук Украины (СВНЦ НАН Украины),
|
канд. экон. наук, заведующий лабораторией СВНЦ НАН Украины,
|
канд. техн. наук, доцент СВНЦ НАН Украины,
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.