|
аспирант Харьковской государственной академии
технологии и организации питания
В мире происходят коренные изменения в экономике, связанные с информационной революцией, которые определяются компьютеризацией всех сторон деятельности предприятий. Поэтому в современных условиях, когда связи и интересы торговли переплетаются практически со всеми отраслями деятельности, в обеспечении эффективной деятельности торговых предприятий, важное значение приобретают процессы управления нематериальными активами. Традиционно учитываемыми нематериальными активами являются объекты права интеллектуальной и промышленной собственности; объекты авторского права; объекты права пользования ресурсами природной среды; объекты права пользования нематериальным имуществом.
Информационным механизмом торгового предприятия является процесс выработки и принятия управленческих решений в системе менеджмента. В связи с этим возникает еще один важный аспект проявления нематериальных активов — квалификация и предпринимательские способности персонала предприятия, и в первую очередь менеджеров.
Предпринимательскими качествами в соответствии с современными представлениями [1] обладает человек, который имеет качества организатора, управленца и способен идти на риск. Вознаграждением для предпринимателя являются не только деньги, но и личное удовлетворение. Представители бихевиористической школы в управлении утверждают [2], что черты предпринимателя могут быть присущи человеку, который совершает деятельность в любой производственной или непроизводственной сфере. Предпринимательству можно и следует учить. И соответствующим образом мотивировать предпринимательское поведение.
Современное предпринимательство и менеджмент в целом (в торговле в частности) могут быть охарактеризованы как деятельность, направленная на поиск таких технологических, организационных и рыночных возможностей, которые стимулируют массовое новаторство, не зависящее от текущего состояния ресурсов. При этом акцент делается на том, что способности, интеллект, инициатива становятся основным "товаром" рабочей силы. Наличие высокого уровня квалификации, а также определенных психологических, интеллектуальных и волевых качеств у менеджеров и отдельных исполнителей, может приводить к резкому росту результатов деятельности торгового предприятия.
Это становится особенно актуальным в условиях изменения характера и содержания общественного труда, связанного с переходом от преимущественно физического к преимущественно умственному труду на основе глобальной компьютеризации. В связи с этим ученый в области управления производством П. Друкер указывает: “...перестройка управления сегодня должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы предоставить управляющим такие информационные системы, которые будут поставлять им точные данные о состоянии производства, укажут пути повышения производительности труда работников высокого образовательного и квалификационного уровня...” [3, с.110].
Два разных предприятия могут иметь одинаковые структуры управления и количество менеджеров, но результаты своей деятельности иметь различающиеся. Среди основных причин этого явления можно назвать факторы современного развития персонала предприятий, исследованные в монографии "Модели управления персоналом корпорации" [4]:
возросший абсолютный уровень необходимой производственной квалификации;
рост темпов устаревания знаний и навыков практически всех категорий персонала, участвующих в бизнес-процессах предприятия;
потребность в сочетании широкого общего образования и узкой специализации;
усложнение подготовки и переподготовки персонала;
наличие подготовки как непрерывного процесса совершенствования и переквалификации ("permanent education" или "life-long education") для всех категорий работников;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.