Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 45

Абдель В. Равашдех,

 
 


аспирант Харьковской государственной академии

технологии и организации питания

В мире происходят коренные изменения в экономике, связанные с инфор­ма­ционной революцией, которые определяются компьютеризацией всех сторон дея­тельности предприятий. Поэтому в современных условиях, когда связи и интересы торговли переплетаются практически со всеми отраслями деятель­ности, в обес­пе­чении эффективной деятельности тор­говых предприятий, важ­ное значение при­об­ретают процессы управления нематериальными активами. Традиционно учитывае­мыми нематериальными активами являются объекты права интеллектуальной и про­мыш­ленной собственности; объекты авторского права; объекты права пользо­вания ре­сур­сами природной среды; объекты права пользования нематериальным имуществом.

Информационным механизмом торгового предприятия является процесс выработки и принятия управленческих решений в системе менеджмента. В связи с этим возникает еще один важный аспект проявления нематериальных активов — квалификация и предпринимательские способности персонала предприятия, и в первую очередь менеджеров.

Предпринимательскими качествами в соответствии с современными пред­став­лениями [1] обладает человек, который имеет качества организатора, управ­ленца и способен идти на риск. Вознаграждением для предпринимателя являются не только деньги, но и личное удовлетворение. Представители бихе­вио­ристической школы в управлении утверждают [2], что черты пред­прини­ма­теля могут быть при­су­щи человеку, который совершает деятельность в любой производственной или непроизводственной сфере. Предпринимательству мож­но и следует учить. И соот­ветствующим образом мотивировать предприни­ма­тельское поведение.

Современное предпринимательство и менеджмент в целом (в торговле в част­но­сти) могут быть охарактеризованы как деятельность, направленная на поиск таких тех­но­логических, организационных и рыночных возможно­стей, которые сти­мулируют мас­со­вое новаторство, не зависящее от текущего состоя­ния ресурсов. При этом акцент де­ла­ется на том, что спо­собности, интеллект, инициатива стано­вятся основным "това­ром" рабочей силы. Наличие высокого уровня квалификации, а также определенных пси­хо­ло­гических, интеллек­туаль­ных и волевых качеств у менеджеров и отдель­ных исполни­те­лей, может при­водить к резкому росту резуль­татов деятель­ности торгового предприятия.

Это становится особенно актуальным в условиях изменения характера и содер­жания общественного труда, связанного с переходом от преиму­щест­венно физи­ческого к преимущественно умственному труду на основе гло­бальной компью­теризации. В связи с этим ученый в области управления произ­водством П. Друкер указывает: “...перестройка управления сегодня должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы предоставить управляющим такие информационные системы, которые будут поставлять им точные данные о состоянии производства, укажут пути повышения производительности тру­да работников высокого образовательного и квалификационного уров­ня...” [3, с.110].

Два разных предприятия могут иметь одинаковые структуры управ­ления и количество менеджеров, но результаты своей деятельности иметь разли­ча­ю­щиеся. Среди основных причин этого явления можно на­звать факторы совре­мен­ного раз­вития персонала предприятий, иссле­дованные в монографии "Мо­де­ли управления персоналом корпора­ции" [4]:

возросший абсолютный уровень необходимой производственной квали­фи­кации;

рост темпов устаревания знаний и навыков практически всех категорий пер­сонала, участвующих в бизнес-процессах предприятия;

потребность в сочетании широкого общего образования и узкой специа­ли­зации;

усложнение подготовки и переподготовки персонала;

наличие подготовки как непрерывного процесса совершенствования и пере­ква­ли­фикации ("permanent education" или "life-long education") для всех категорий работников;