Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 6

Организации и предприятия всё больше осознают необходимость в разра­бот­ке новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Залогом успешной нова­тор­ской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьёзных исследований и при­ня­тия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Процесс создания но­вого товара включает в себя восемь этапов: формирование идей, отбор идей, раз­ра­бот­ку замысла и его проверка, разработку стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработку товара, испытания в рыночных условиях и раз­вёр­тывание коммерческого производства [2]. Цель каждого этапа сос­тоит в приня­тии решения о целесообразности или нецелесообразности продол­же­ния работы над идеей.

Каждому товару, запущенному в коммерческое произ­вод­ство, присущ свой жизнен­­ный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проб­лем и открываю­щихся воз­мож­ностей. Торговую историю типичного товара можно представить в ви­де кри­вой, на которой выделяются четыре этапа. Этап выведения на рынок ха­рак­те­ри­зу­ется мед­лен­ным ростом сбыта и минимальными прибылями, пока товар протал­ки­вают по ка­налам распределения. Затем товар вступает в этап роста. На этом этапе фирма стре­мится усовершенствовать товар, проникнуть в новые сегменты рынка и каналы распределения, немного снизить цены. На этапе зрелости, в рамках которого рост сбыта замедляется, а прибыли стабилизируются, фирма изыскивает различные нова­тор­ские приёмы, предусматривающие, в част­ности, модификацию рынка, моди­фи­ка­цию товара и модификацию комплекса мар­ке­тинга. Когда товар вступает в стадию упадка, сбыт и прибыли сокращаются. Задача фирмы на этом этапе состоит в при­ня­тии решения либо о продолжении выпуска, либо об исключении товара из номенклатуры.

На каждом этапе жизненного цикла товара используется та или иная ин­но­ва­ция. В этой связи возникает потребность в управлении инновационными процессами.

Управление инновационными процессами постоянно требует от руководящих работников умения принимать комплексные решения. Именно постоянное требо­ва­ние комплексности означает, что не просто удобно — необходимо использовать страте­гию управления инновациями как составную часть общей стратегии развития воспроиз­водст­венного процесса на предприятии.

Стратегия управления инновациями должна определять целевую ориентацию и основные направления:

быстрого и эффективного использования ресурсов, необходимых для предпо­ла­гаемой инновационной деятельности, включая определение пропорций между техно­ло­ги­ческими инновациями и инновациями изделий, а в случае необходимости, и дру­ги­ми видами инноваций;

использования творческой инициативы, рационализаторских предложений ра­ботников предприятий наряду с опытом и достижениями потребителей, постав­щи­ков, "внешней" научно-исследовательской базы;

эффективного распределения новой продукции между отечественными и ино­странными потребителями (определение типа стратегии развития отдельных видов производств предприятия или стратегий в отношении некоторых особо важных видов продукции) с учётом высшего мирового уровня [3].

_________

Литература: 1. Ковалёв Г. Д. Инновационные коммуникации. — М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. — С. 127. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991. — С. 349. 3. Шапиро С. Б., Тарасенко В. В. Инновационный менеджмент. — Харьков: ООО "Калейдоскоп", 1997. — С. 37.

4, Розвиток інноваційних можливостей українських підприємств

Кожен з нас сьогодні розуміє те, що інновація є ключем до механізму роз­витку бізнесу, конкуренції, економіки в цілому, і те, що самі по собі інтенсифікація праці і збільшення капіталу не можуть забезпечити конкурентоспроможність еконо­міки будь-якої країни, як і високий рівень життя її суспільства.