Поэтому в настоящий период весьма актуальными являются исследования по выявлению тенденций изменения кадрового обеспечения в связи с тем, что на протяжении длительного периода промышленные предприятия работали не с полной отдачей, в результате чего наблюдалась скрытая безработица и высокий уровень текучести кадров. Прежде всего представляют интерес процессы изменения кадрового потенциала в машиностроении, в том числе численности персонала, занятого в основной деятельности предприятий.
С 1994 года в машиностроении и металлообработке Украины сохраняется устойчивая тенденция снижения численности персонала основной деятельности (табл. 1). Ежегодно это падение составляет 14‑15%. На предприятиях Харькова этот процесс наблюдается уже с 1993 года. За прошедший пятилетний период кадровый потенциал отечественного машиностроения сократился на 45%, т.е. почти в 2 раза, что позволяет сделать вывод об общем спаде производства. При этом удельный вес рабочих изменяется незначительно. Его снижение составляет ежегодно лишь 1‑2% (табл. 2).
Таблица 1
Цепные показатели изменения численности персонала основной деятельности
Показатели |
Годы |
||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
|
Темпы изменения численности в машиностроении и металлообработке Украины, % |
100.0 |
103.7 |
80.7 |
86.4 |
93.6 |
в том числе по предприятиям г. Харькова, % |
100.0 |
93.5 |
86.2 |
86.3 |
88.3 |
Таблица 2
Удельный вес рабочих в общей численности персонала основной деятельности
Показатели |
Годы |
||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Удельный вес рабочих, % |
76.2 |
75.2 |
73.9 |
72.9 |
71.9 |
Изменение удельного веса, % |
– |
-1.0 |
-1.3 |
-2.0 |
-1.0 |
На основе результатов исследования машиностроительных предприятий г. Харькова можно судить, что, в основном, снижение удельного веса рабочих происходит вследствие внедрения новых форм организации производства и труда, автоматизации и роботизации. При этом соотношение числа управленческого персонала и рабочих соблюдается на уровне 1:6, 1:5, что соответствует уровню мировых стандартов. Таким образом, машиностроительная промышленность Украины сохраняет на своих предприятиях структуру, позволяющую им при благоприятных условиях отечественной экономической политики вновь вернуться к высоким показателям функционирования.
Проведем детальный анализ загрузки работников предприятий машиностроительного комплекса (табл. 3).
Таблица 3
Потери рабочего времени
Показатели |
Годы |
||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Потери времени, % |
4.9 |
12.3 |
14.4 |
15.6 |
16.8 |
Изменение потерь времени, % |
– |
7.4 |
2.1 |
1.2 |
1.2 |
Как видно из приведенных данных, потери рабочего времени постоянно возрастают. Наиболее резко это наблюдалось в 1994 году — 7.4%, в последующем периоде они стабильно держатся на уровне 1.0‑2.0% в год. Таковы усредненные показатели. Загрузка предприятий различна. Одни предприятия продолжают работать стабильно, достигая сокращения потерь рабочего времени (АО "Автрамат" — менее 1%), другие придерживаются среднестатистического уровня (ХТЗ — 12%, ХЗТСШ — 14% потерь времени в год). На отдельных предприятиях потери достигают половины рабочего времени (Турбомеханический завод — 40%, Автоагрегатный завод — 52%). Ряд предприятий работает нестабильно — при хороших показателях одного года наблюдаются "обвалы" в другое время (ХВЗ — полная загрузка в 1993‑1994 годах и простои до 90% в 1997 году). В результате происходит утечка квалифицированных кадров, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность продукции; вызывает потерю позиций на внутреннем и мировом рынках; снижает уровень развития машиностроительного комплекса и экономики Украины в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.