Таблица 1
Факторы, влияющие на инновационный процесс предприятия
Факторы внешней среды |
Факторы внутренней среды |
факторы непосредственного влияния (законодательство, действия органов государственного управления, конкуренция и т. п.) |
формирование стратегии управления инновационной активностью |
факторы опосредованного влияния (научно-технический прогресс, политическая ситуация, экономические изменения в стране или отрасли, события на международной арене) |
принципы инновационной деятельности предприятий |
инвестиционные ресурсы и их использование в инновационной деятельности |
|
кадровый потенциал инновационной деятельности |
Как свидетельствует западный опыт, 75% руководителей успешно работающих предприятий считают своевременные изменения, связанные с внедрением прогрессивных технологий, выпуском новых видов продукции, важнейшим элементом конкурентоспособности [2, с. 115]. Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о более высокой активности руководящих кадров и в то же время о невысоком проценте инженерно-технических работников, участвующих в нововведениях. Объяснений сложившейся ситуации может быть несколько. С одной стороны, имеет место недостаточная финансовая мотивация. С другой стороны, это обусловлено наличием постколониальных стереотипов мышления, особенностями психологического климата в коллективе, системой духовных ценностей и т. п. В тоже время большая часть руководителей высшего уровня соглашаются, что инновации способствуют "агрессивному" ведению жесткой конкурентной борьбы. Однако усилий со стороны одних только руководителей и половины инженерно-технического персонала в нынешних условия уже явно недостаточно.
Таблица 2
Отношение руководителей различных уровней к инновационным процессам
на национальных предприятиях (в %)*
Участие/отношение |
Руководители высшего и среднего уровней |
Инженерно-технические работники |
поддерживают и участвуют в инновационных процессах |
70 |
55 |
относятся к ним пассивно |
8 |
17 |
оказывают сопротивление |
10 |
12 |
не определились |
12 |
16 |
*Составлена автором на основании данных: [3, c. 18], [4, с. 36, 38]
Теоретики и практики менеджмента в целом сходятся во мнении, что традиционный подход, при котором генерирование новых идей было прерогативой гениальных одиночек или обособленных исследовательских отделов, является слишком узким или/и изжил себя. Необходима высокая плотность потока новаторских идей. Поэтому задача постоянного и всеобщего "мозгового штурма" ставится в конечном итоге перед всеми работниками.
Рациональные предложения на всех уровнях управления предприятиями как одна из основных и официально признанных форм инновационной деятельности являются реакцией на изменение самого понимания новизны идеи: совершенствование услуг и технологий, разработка многочисленных модификаций продукции, поиски путей экономии ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, изменения условий организации труда — все то, что потенциально принесёт пользу, обретает тот же статус, что и радикальные инновации.
Для определения наиболее желательных качеств персонала, которые следует развивать для возможно большего вовлечения работников в процесс инновационной деятельности, целесообразно все характеристики работников разделить на активные и пассивные. Были выделены следующие активные качества сотрудников в контексте их восприимчивости к инновациям: мотивация к инновационной деятельности; информированность об инновационной политике предприятия и чувство значительности собственной роли в процессе ее реализации; соответствующая квалификационная подготовка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.