|
аспирант ХГЭУ
Происходящие в последнее время преобразования в системе планирования, формах и методах управления, организационных структурах, направленные на стимулирование производственной деятельности, зачастую не достигают поставленных целей. При этом слабая обеспеченность проводимых реформ необходимым кадровым составом, способным творчески, на высоком уровне решать поставленные задачи; отсутствие должного внимания к разработке и реализации эффективной кадровой политики к внедрению в практику работы с персоналом научно обоснованных форм и методов управления ставит под угрозу не только деятельность конкретного предприятия, но и экономику страны в целом, что и определяет необходимость перестройки управления и организации работы с персоналом.
В настоящее время основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, по организации обучения, повышению квалификации и переподготовке кадров. При такой организации работы отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центрами в системе управления персоналом. Они структурно разобщены с другими подразделениями (такими, как отдел организации труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, юридический отдел), выполняющими функции управления кадрами.
Систему управления персоналом на предприятии можно представить в виде взаимосвязанных блоков. Каждый блок включает в себя ряд служб и отделов, подчиняющихся определенному функциональному руководителю. Сложившаяся на предприятиях схема организационной структуры управления персоналом приведена на рис. 1. При такой организации работы службы управления персоналом имеют низкий организационный статус, не выполняют многие важные задачи управления персоналом, что затрудняет нормализацию работы предприятия. В условиях формирования новых экономических отношений необходима новая концепция управления персоналом организации, основанная на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Система управления персоналом должна быть нацелена на пробуждение разнообразных способностей работников для того, чтобы в максимальной степени использовать их в процессе производства и для того, чтобы работник стремился к процветанию своей фирмы.
Рис 1. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом в организации
Новые службы управления персоналом целесообразно создавать на базе традиционных служб — таких, как отдел кадров, отдел организации труда и заработной платы. В связи с тем, что задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации управленческой деятельности, они начинают расширять круг своих функций и от кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, к управлению профессиональным продвижением, изучению рынка трудовых ресурсов и т.д.
Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется размерами и характером организации, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных — образовываются самостоятельныеструктуры, которые могут объединяться под единым руководством менеджера по кадрам (или управляющего персоналом). Управляющие персоналом — это самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной и творческой отдачи персонала; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема, увольнения, подготовки и переподготовки кадров; сделать работников способными к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность; сгладить присущие людям индивидуальные особенности. На них возлагается ответственность за оценку работы сотрудников; определение необходимого вознаграждения за конечные результаты работы; организацию и контроль за деятельностью рабочих бригад; разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решений, координацию управленческой работы. Менеджеры также должны отчитываться перед вышестоящими управленческими уровнями. Эти отчеты включают оценку изменений численности кадров, изменения стоимости рабочей силы, стоимости перемещения людей или оборудования, соответствия принципам технической политики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.