Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 57

Обучение с целью повышения квалификации должно быть постоянным, поскольку инновационная деятельность существенно сокращает период потребности специалиста определенного уровня квалификации.

При этом форма собственности принципиально не влияет на уровень инновационной активности работающих. В тоже время просматривается прямая зависимость между уровнем кадровой составляющей потенциала и местом работника в иерархической структуре предприятия.

Исходя из вышесказанного, для совершенствования стратегии кадровой политики в процессах инновационной деятельности необходимо следующее: поддержка стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, сочетание в системе образования специальных знаний и многоцелевой подготовки; возможность свободно высказывать свое мнение о проводимых изменениях; поощрение совмещения профессий, преодоление барьеров между разными видами занятий и функциональными обязанностями; предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативна; проведение регулярных совещаний рабочих групп; постоянная поддержка атмосферы доверия к инновациям; предоставление права на ошибку, терпимость к неудачам; создание эффективного механизма финансовой мотивации персонала.

Литература: 1. Жалило Я. Декларации об инновациях // Компаньон. — 2002. — №49. — С. 17 – 21. 2. Кравченко М. О. Кадрова складова інноваційного потенціалу промислових підприємств // Маркетинг в Україні. — 2001. — №1. — С. 36 – 39. 3. Осецький В. Методичні підходи до реалізіції інноваційного потенціалу підприємств // Економика. — 2002. — №3. — С. 114 – 117. 4. Пуртов В. Ф., Семенюк В. А. Инновационный фактор экономического роста: опыт, проблемы, перспективы // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. Економічна серія. — 2001. — №530. — С. 305 – 308. 5. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с.

ПРИНЦИПЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Пономаренко В.С.

 
 


профессор ХГЭУ

Особенности переходной экономики накладывают серьезные ограни­чения на использование прошлого опыта управления предприятием. Одной из таких особенностей является резкое возрастание роли стратегических решений в общем комплексе управленческих задач. Теория стратегического управления активно развивается на протяжении последних десятилетий учеными из промышленно развитых стран [1, 2, 3]. Разработанные ими теории имеют ограниченное применение для стран с переходной экономикой, развитие которых носит бифуркационный характер. Таким образом, существует объек­тивная необходимость разработки теоретических основ стратегического управ­ления предприятием в условиях переходной экономики. Одним из элементов теории является система принципов, которая предлагается в данной статье.

Принцип рефлексии

Эффективность стратегических решений определяется не только степенью оценки объективных факторов, но и тем, как учитываются интересы субъектов с их рефлексиями. Последние отражают понимание того, как пред­став­ляют ценности и интересы данного лица принимающего реше­ния (ЛПР) другие исполнители из данной системы. Необходимо учитывать интересы и возможные реакции на решения ЛПР субъектов из внешней сре­ды (по отноше­нию к системе). Если принять во внимание, что предприятие или другая органи­за­ционная форма экономической деятель­ности, в основном, управляется чело­веком, у которого есть субъективные интересы и особенности, то принцип рефлек­сии должен быть признан одним из основных при выработке страте­гических решений. Его применение далеко выходит за рамки моделирования. Принцип рефлексии должен использоваться при опреде­лении достоверности и ценности информации на этапе стратегического мониторинга, при стратеги­ческом анализе компонентов внешней среды, а также при разработке планов воздействия на внешнюю среду.

Применение этого принципа позволяет априори очертить круг методов моделирования, которые могут быть использованы при стратегическом управлении примышленным предприятием.