Актив "квалификационный и предпринимательский потенциал" может возрастать (усовершенствоваться) путем специальной переподготовки и повышения квалификации персонала, являющегося носителем данного актива. В этом смысле он отвечает требованиям п.18 П(С)БУ 8, согласно которому первичная стоимость нематериальных активов увеличивается на сумму затрат, связанных с усовершенствованием этих нематериальных активов и повышением их возможностей и срока использования, которые будут способствовать увеличению первично ожидаемой будущей экономической выгоды". В то же время здесь появляется противоречие с п.8. П(С)БУ 8, в соответствии с которым "не признаются активом, а подлежат отображению в составе затрат того отчетного периода, в котором они были осуществлены... затраты на подготовку и переподготовку кадров".
С другой стороны, зарплата в виде основного базового вознаграждения за труд по своему содержанию может быть отнесена к "затратам, которые совершаются для поддержки объекта в пригодном состоянии и получении первично ожидаемого размера будущей экономической выгоды от его использования и включаются в состав затрат отчетного периода" (часть 2 п.18. П(С)БУ 8).
Поскольку носителем ресурса "квалификационный и предпринимательский потенциал" является конкретный человек (менеджер, специалист), то предприятие приобретает его путем заключения контракта с данным работником, оговаривая будущую экономическую выгоду в виде конкретного результата. Таким результатом может быть, например, заданный процент прибыли на весь капитал и его прирост; процент внутреннего рынка и его прирост; процент экономии административных расходов от текущего уровня.
В работе показана необходимость учета квалификации и предпринимательского потенциала персонала предприятия как нематериального актива. Для этого необходима разработка методик оценки, организации учета, анализа, прогнозирования эффективности таких активов.
__________
Литература: 1. Предпринимательство в конце ХХ века. /А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин, И.В. Тулин и др. — М.: Наука, 1992. — 312 с. 2. О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М.: Прогресс, 1979. — 420 с. 3. Друкер П. Труд и управление в современном мире. /США: экономика, политика, идеология. — 1993. — №5. — С. 106-115. 4. Модели управления персоналом корпораций. /В.С. Пономаренко, А.И. Пушкарь, Ле Ван Шон: Монография. — Харьков: ХГЭУ, 1997. — 232 с.
Пшеничная Е.Н.,
ХГЭУ,
соискатель кафедры менеджмента.
Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах
В современных условиях развития рыночной экономики Украины особую актуальность приобретает проблема социального развития коллектива. С одной стороны, необходимо существенное повышение уровня социальной защиты работников как со стороны государства, так и со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, с другой для этого отсутствует необходимая материальная база. Социальные явления и процессы объективно и необходимо превращаются в предмет специального научного исследования. По мере накопления научного и практического опыта наиболее очевидны нерешенные вопросы.
Социальные проблемы непосредственно касаются производственной сферы. Задача повышения эффективности производства и качества работы не может быть решена без глубокого исследования социальных проблем. Повышенное внимание к социальным явлениям объясняется тем, что экспериментально доказаны важность и необходимость использования социальных резервов повышения эффективности производства, так как человек — это главная производительная сила, и недостаточное знание ее негативно отражается на работе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.