Основные тенденции социального развития коллектива в экономически развитых странах. Способы активизации трудовой деятельности персонала предприятия. Принципи праксеології — новий напрямок розвитку мотивації на підприємстві, страница 12

Квалификация обусловливает наличие такого уровня новых знаний, умений и навыков в процессе внедрения инноваций, который требует от сотрудников адек­ват­ных действий. Кроме того, квалификация является мотивообразующим факто­ром: чем выше квалификация, тем в большей степени персонал руководствуется внутренними, а также положительными внешними мотивами и таким образом охот­нее принимает участие в процессах внедрения и распространения инноваций. Квалифицированные специалисты достаточно легко адаптируются к нововведениям.

Следует отметить особую важность и ответственность роли организаций об­ра­зования в целостной системе инновационной деятельности для достижения мак­си­мального использования интеллектуального потенциала персонала во всех на­прав­лениях экономического развития. Речь идет о формировании личности совре­мен­ного инновационного менеджера. При этом обучение должно быть многопро­филь­ным и одновременно повышающим уровень ролевой, мотивационной и квали­фи­кационной восприимчивости непосредственных творцов инновации.

Обучение с целью повышения квалификации должно быть постоянным, по­сколь­ку инновационная деятельность существенно сокращает период потребности специалиста определенного уровня квалификации.

При этом форма собственности принципиально не влияет на уровень инно­ва­цио­нной активности работающих. В тоже время просматривается прямая зависи­мость между уровнем кадровой составляющей потенциала и местом работника в иерархической структуре предприятия.

Исходя из вышесказанного, для совершенствования стратегии кадровой по­ли­тики в процессах инновационной деятельности необходимо следующее: под­держ­ка стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию; сочетание в системе образования специальных знаний и многоцелевой подготовки; возможность свободно высказывать свое мнение о проводимых изменениях; по­­ощре­ние совмещения профессий, преодоление барьеров между разными видами за­ня­тий и функциональными обязанностями; предоставление содержательной де­ло­­вой информации, даже если она негативна; проведение регулярных совещаний рабочих групп; постоянная поддержка атмосферы доверия к инновациям; предо­став­ление права на ошибку, терпимость к неудачам; создание эффективного меха­низ­ма финансовой мотивации персонала.

____________

Литература: 1. Пуртов В. Ф., Семенюк В. А. Инновационный фактор экономического роста: опыт, проблемы, перспективы // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. Економічна серія. — 2001. — №530. — С. 305 – 308. 2. Осецький В. Методичні підходи до реалізації інноваційного потенціалу підприємств // Економіка. — 2002. — №3. — С. 114 – 117. 3. Жалило Я. Декларации об инновациях // Компаньон. — 2002. — №49. — С. 17 – 21. 4. Кравченко М. О. Кадрова складова інноваційного потенціалу промислових підприємств // Маркетинг в Україні. — 2001. — №1. — С. 36 – 39. 5. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 296 с.

Подпись: © Сотнікова Ю., 2003

Сотнікова Ю.

УДК 330.341.1

7. Моделі організації інноваційно-інвестиційної діяльності підприємства

Інноваційна діяльність сприяє розвитку національного внутрішнього ринку, більш тісному зв'язку його зі світовим ринком. Вибрані країною моделі інноваційного роз­витку передбачають постійну взаємодію науки з виробництвом на взаємовигідній основі, концентрацію ресурсів на пріоритетних напрямках, першорядне значення се­ред яких повинні мати наукові дослідження, створення техніки і технології, що випереджає світовий рівень. Світова практика пропонує широкий спектр еконо­міч­них інструментів науково-технічної та інноваційної політики, за допомогою яких мож­на керувати інноваційним процесом на макро- і мікрорівнях. Головна проблема поля­гає в тому, щоб з урахуванням накопиченого світового досвіду вибрати й викорис­тати най­більш ефективні в конкретних умовах інструменти управління.

Проаналізуємо деякі моделі інноваційного процесу, що довели свою ефектив­ність у ряді країн.