При низкой интенсивности водители выдерживают желаемые скорости движения, которые они считают безопасными и удобными в данных дорожных условиях с учетом динамических и тормозных качеств автомобиля. Транспортный поток представляет собой отдельно движущиеся автомобили, не оказывающие влияния друг на друга. Большую часть времени водители движутся в свободных условиях, очень редко совершая обгоны и другие сложные маневры. Действия водителей определяются преимущественно дорожными условиями. Некоторые водители движутся со скоростями, близкими или даже превышающими расчетные скорости для данной дороги (табл. 1.4). Такие условия движения называют свободными. Они наблюдаются, как правило, в вечерние и ночные - часы на дорогах высоких технических категорий и большую часть суток на дорогах низких категорий.
Наиболее типичной причиной дорожных происшествий при низких интенсивностях является потеря управления, вызванная превышением скорости движения (рис. 1.11). Малоопытные или уставшие водители в этом случае чаще всего попадают в происшествия на участках дорог, где требуется снижение скорости, необходимое для безопасного проезда.
С ростом интенсивности меняются условия движения и состояние транспортного потока. Все чаще наблюдается движение автомобилей группами.
Таблица 1.4 |
|||||
Расчетная скорость, км/ч |
Количество водителей, превышающих расчетную скорость, % |
Обеспеченность, которой соответствует расчетная скорость, %• |
Расчетная скорость, км/ч |
Количество водителей, превышающих расчетную скорость, % |
Обеспеченность, которой соответствует расчетная скорость, % |
50 60 80 |
10 8 6 |
90 92 94 |
100 120 150 |
5 0,1 0 |
95 99,9 100 |
Рис. 1.11. Влияние загрузки дороги движением на количество и вид дорожно-транспортных происшествий:
а—зависимость относительной аварийности от коэффициента загрузки; б—влияние загрузки дороги движением на вид происшествий;
/—по данным Б. Б. Анохина [2]; 2— по данным автора; 3 — взаимное столкновение; 4— потеря управления; 5 — неправильный обгон
Водители легковых автомобилей или автомобилей, имеющих высокие динамические качества, после догона медленно движущихся автомобилей вынуждены снижать скорость и двигаться с пониженными скоростями, изыскивая возможность совершения обгона. Наиболее характерной причиной дорожных происшествий в этих случаях являются ошибки водителей при совершении маневра обгона или объезда (см. рис. 1,11, б). Движение в группе автомобилей также ставит перед водителем ряд сложных задач по управлению автомобилем и принятию правильных решений. При этом в аварийную ситуацию попадают водители, которые совершают обгоны в неблагоприятных для этого маневра условиях движения. Например, выезд на обгон автопоезда большой длины при наличии встречных автомобилей связано с риском.
По мере дальнейшего увеличения интенсивности движения на дороге возможность совершения обгонов резко снижается и они становятся невозможными. Сравнительно высокие скорости движения поддерживаются лишь за счет доуплотнения транспортного потока или разрежения потока при съезде с дороги значительного числа автомобилей. Движение происходит при взаимном влиянии автомобилей друг на друга. Резко снижаются удобства работы водителей, дорожные сооружения работают с большой нагрузкой, повышается их износ и снижается срок службы.
Дальнейшее увеличение интенсивности движения приводит к появлению непрерывного транспортного потока. Наблюдается крайне неравномерное движение потока автомобилей с низкими скоростями и частыми остановками. Движение в таком потоке требует от водителя особенно повышенного внимания, значительную часть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.