Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 13

Существует ошибочное мнение о том, что, соблюдая рекомен­дации строительных норм и правил, в любом случае можно за­проектировать дорогу, удовлетворяющую всем требованиям без­опасного и экономичного движения автомобилей. В действительно­сти это не так, поскольку нормативы СНиП даны для средних условий. Иногда проектировщики принимают неудачные сочета­ния геометрических элементов или минимальные их величины, стремясь к снижению стоимости дороги. В этих условиях большое значение имеет разработка методов оценки проектных- ре­шений.

При проектировании дороги на расчетную скорость, т. е. при обеспечении безопасного движения одиночного автомобиля, не учитывают условий прохождения транспортных потоков. Считает­ся, что дорога, запроектированная на движение с расчетной ско­ростью одиночного автомобиля, должна обеспечить нормальные условия движения транспортных потоков. Однако дорога, запро­ектированная в соответствии с этими требованиями, часто не удовлетворяет движению транспортных потоков. Это несоответ­ствие проявляется в отсутствии уширений проезжей части на пе­ресечениях, дополнительных полос на подъемах, обгонных участ­ков, в неудачном сочетании следующих друг за другом элементов продольного профиля, в отсутствии возможности стадийной рекон­струкции дороги и др.

Необходимо дифференцированно подходить к учету движения транспортных потоков при проектировании дорог различных кате­горий.                         

Анализ изменения интенсивности движения в течение суток показывает, что продолжительность периода с высокой интенсив­ностью зависит от технической категории автомобильной дороги. От категории дороги зависит и такой важный показатель, как плотность движения автомобилей.

Транспортные потоки высокой интенсивности характерны для дорог I и II категорий. На дорогах III категории и частично IV категории плотные потоки могут возникать около населенных пунктов и в период сельскохозяйственных работ по уборке уро­жая. На дорогах IV и V категорий практически в течение суток сохраняются свободные условия движения, и поэтому на этих до­рогах нет необходимости предусматривать комплекс мероприятий для пропуска транспортных потоков. В то же время для этих до­рог следует разрабатывать проекты расстановки знаков и нанесе­ния разметки проезжей части. Необходимо преодолеть ошибочное мнение о том, что разметка нужна только при интенсивностях более 1000 авт./сут. Разметка должна быть составным элементом любой автомобильной дороги независимо от интенсивности движе­ния.

Таким образом, движение транспортных потоков следует учи­тывать при проектировании преимущественно дорог I и II катего­рий, а также дорог III категории вблизи населенных "пунктов. Необходимо учитывать возможные пики интенсивности движения, которые могут быть на курортных дорогах и дорогах низких кате­горий, проходящих в зонах отдыха. Для пропуска этих потоков предусматривают специальные мероприятия, в первую очередь устройство уширений для останавливающихся автомобилей, пло­щадок отдыха и т. п.

Специфические условия создаются при разработке проектов реконструкции существующих дорог или разработке мероприятий по улучшению условий движения на них. Многие находящиеся в эксплуатации автомобильные дороги работают при интенсивностях движения, значительно превышающих интенсивность, на ко­торую они рассчитывались. В этом случае большое значение име­ет изучение характеристик транспортных потоков, позволяющее выявить места с повышенной плотностью движения и с низкими скоростями транспортного потока. Особое внимание следует уде­лять участкам, на которых высокая интенсивность движения вы­звана строительством крупных промышленных объектов.