Четвертая схема характерна для связанного транспортного потока (уровень удобства В), когда наблюдаются стесненные условия движения. По этой схеме обгоны выполняются в плотном потоке в основном автомобилями, имеющими высокие динамические качества.
Пятая схема характерна для уровня удобства В при неравномерном распределении интенсивности движения по направлениям. В этом случае один быстрый автомобиль обгоняет группу автомобилей.
Шестая схема возможна при частично связанном и связанном транспортных потоках, когда наблюдается неравномерное распределение интенсивности по направлениям. При явно выраженном преобладании интенсивности движения в одном направлении имеется возможность выезда на обгон группы автомобилей.
Характеристики обгона. Для описания процесса обгона необходимо иметь данные о его характеристиках, величины которых определяются в первую очередь действиями водителей. На рис. 11.22 показаны основные характеристики обгона: путь обгона lоб, первая безопасная дистанция d1, вторая безопасная дистанция d2, продолжительность обгона tоб, принимаемый интервал tпр, время реакции водителя tp; общая продолжительность обгона t; безопасный интервал во времени tвст и по длине dвст до встречного автомобиля; ускорение; разность скоростей в положениях 1—11, 2—21, 3—31; скорости движения при обгоне. Рассмотрим каждую из этих характеристик.
Скорость движения обгоняющего автомобиля зависит от условий движения. Если условия движения благоприятные, то скорость обгоняющего автомобиля перед началом обгона наименьшая, в момент оценки условий остаемся постоянной, а затем возрастает (см. рис. 11.22). Если условия движения опасные, то скорость обгоняющего снижается до скорости попутного и выдерживается до тех пор, пока появятся благоприятные условия для обгона.
Исследования, проведенные Ю. М. Ситниковым [23], показали, что выравнивание скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобилей происходит на расстоянии d, которое может быть определено по формуле
(II.18)
где d — дистанция между автомобилями в момент начала выравнивания скоростей, м; ύсв— скорость свободного движения, м/с.
Большое значение для моделирования транспортного потока имеет определение интервала, принимаемого водителями tпр для совершения обгона. Из рис. 11.23 видно, что средняя величина этого интервала составляет 12 с.
Продолжительность обгона tоб зависит от относительной скорости обгоняемого и встречного автомобилей, возрастая с ростом относительной скорости. В среднем tоб равно 7,5 с. Исследования канд. техн. наук А. Л. Шаповалова показали зависимость tоб от ширины проезжей части В:
tоб = 25,2 – 1,6 В (II.19)
Ускорение и скорости движения, развиваемые при обгоне, влияют на потери времени.
По данным Ю. М. Ситникова, величина замедления перед обгоном колеблется в пределах от 0,1 до 1,0 м/с2 и в среднем составляет 0,5 м/с2.
Эта зависимость может быть выражена следующей формулой:
А
= 1,5 – 0,024 (
(II.20)
Рис. 11.23. Кривая накопления интервалов во времени между встречными автомобилями, принимаемыми водителями для выезда на обгон
Дистанции безопасности зависят как от тормозных качеств автомобиля, так и от психофизиологических особенностей водителя. В зависимости от типа обгоняемого автомобиля величина первой дистанции безопасности может быть определена по формулам: для легковых автомобилей d1 = 0,0256 υ+ 4,0; для средних грузовых d1 =0,0407 υ+ 4,0; (II.21) для тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов d1 =0,0587 υ+ 4,0. |
Рис. 11.25. Изменение плотности движения вдоль подъема:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.