Исследования, проведенные как в СССР (Н. Ф. Хорошилов, Д. А. Вулис, Я. В. Хомяк, Ю. С. Крылов, Л. А. Кероглу, М. Ф. Смирнов, К. С. Теренецкий, А. В. Кац и др.), так и за рубежом [105, 113] показывают, что интенсивность движения меняется в течение часа, суток, недели, месяца, по сезонам в течение года и по годам. Причем наиболее резкие колебания интенсивности наблюдаются на подходах к городам и населенным пунктам. Такие колебания вызваны влиянием большого числа факторов, наиболее существенными из которых являются изменение количества поездок, факторы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий и др.
Закономерности изменения интенсивности движения в течение часа. При разработке мероприятий по организации движения основным критерием является интенсивность движения и характер ее изменения в течение часа. В среднем в течение часа интенсивность движения меняется незначительно. Величина этого изменения зависит от суммарной часовой интенсивности. Наиболее значительные колебания наблюдаются в часы пик. Для характеристики этих колебаний используют показатель часа пик, определяемый отношением суммарной часовой интенсивности за час пик к интенсивности движения в пиковые 15 мин. По данным А. В. Кац, распределение величин часовой интенсивности движения подчиняется распределению Эрланга
P(kp) = 0.482kp e-0.48 kp,
Kp = Nчас/Nсг.с, (1,8)
где Nчас — часовая интенсивность, авт/ч; Nсг.с —среднегодовая суточная интенсивность, авт/сут.
Коэффициент kp в зависимости от интенсивности движения имеет следующие значения:
N. авт./сут. ............. до 1000 1000—3000 более 3000
kp .................. 2,0—3,5 1,5—2,5 1,0—2,0
Анализ изменения часовой интенсивности в течение года, проведенный А. В. Кац, показывает, что в общем виде это распределение подчиняется следующему закону:
(1.9)
При п=1 имеет место экспоненциальное распределение, при п>1—распределение Эрланга.
На рис. 1.6 показаны статистические кривые изменения интенсивности в течение часа.
Большое практическое значение имеет установление связи между часовой Nчас и суточной Nсут интенсивностью движения. По данным автора и Ю. М. Ситникова, эта связь имеет следующий вид:
для внепикового периода
Nчас=0,076Nсут; (1.10)
для часа пик Nчас = 0,152Nсут. (1.11)
Закономерности изменения интенсивности движения в течение суток. Интенсивность движения в течение суток меняется крайне неравномерно (рис. 1.7). Характер ее изменения в течение суток зависит от дня недели. Во все дни недели, кроме субботы и воскресенья, наблюдаются два пика интенсивности движения: утром (8—10 ч) и вечером (17—19 ч). В субботу (утром) и воскресенье (вечером) имеется" один пик. Эти пики интенсивности вызваны тем, что основной объем перевозок, составляющий около 85% суточного объема, происходит на дорогах за 10-12 дневных часов.
Рис. 1.6. Статистические кривые интенсивности движения:
а-кривая распределения; б - кумулятивная кривая. Интенсивность движения N=2285 авт/ч ,.
Изменения интенсивности движения в течение недели. Анализизменения интенсивности движения в течение недели показывает, что наибольшая ее величина приходится на пятницу и составляет около 18% от суммарной интенсивности за неделю. В летние месяцы около крупных городов наибольшая интенсивность движения (с преобладанием легковых автомобилей) наблюдается в субботу и воскресенье вечером, а иногда и в понедельник.
Изменение интенсивности движения в течение месяца. Существенных колебаний интенсивности движения в течение месяца не отмечается. Наблюдается только некоторое увеличение интенсивности движения в конце месяца и снижение в начале. Эти изменения, видимо, вызваны колебаниями хозяйственной деятельности предприятий и торговых организаций. Среднемесячная суточная интенсивность движения в среднем составляет 58% от среднегодовой суточной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.