Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 3

Исследования, проведенные как в СССР (Н. Ф. Хорошилов, Д. А. Вулис, Я. В. Хомяк, Ю. С. Крылов, Л. А. Кероглу, М. Ф. Смир­нов, К. С. Теренецкий, А. В. Кац и др.), так и за рубежом [105, 113] показывают, что интенсивность движения меняется в течение часа, суток, недели, месяца, по сезонам в течение года и по годам. При­чем наиболее резкие колебания интенсивности наблюдаются на подходах к городам и населенным пунктам. Такие колебания вы­званы влиянием большого числа факторов, наиболее существенны­ми из которых являются изменение количества поездок, факторы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий и др.

Закономерности изменения интенсивности движения в течение часа. При разработке мероприятий по организации движения ос­новным критерием является интенсивность движения и характер ее изменения в течение часа. В среднем в течение часа интенсив­ность движения меняется незначительно. Величина этого измене­ния зависит от суммарной часовой интенсивности. Наиболее значи­тельные колебания наблюдаются в часы пик. Для характеристики этих колебаний используют показатель часа пик, определяемый отношением суммарной часовой интенсивности за час пик к интен­сивности движения в пиковые 15 мин. По данным А. В. Кац, рас­пределение величин часовой интенсивности движения подчиняется распределению Эрланга

P(kp) = 0.482kp e-0.48 kp,

Kp = Nчас/Nсг.с,                                                                                               (1,8)

где Nчас — часовая интенсивность, авт/ч; Nсг.с —среднегодовая суточная ин­тенсивность, авт/сут.

Коэффициент kp в зависимости от интенсивности движения име­ет следующие значения:

N. авт./сут.  ............. до 1000     1000—3000      более 3000

kp .................. 2,0—3,5      1,5—2,5         1,0—2,0

Анализ изменения часовой интенсивности в течение года, про­веденный А. В. Кац, показывает, что в общем виде это распреде­ление подчиняется следующему закону:

                                                                  (1.9)

При п=1 имеет место экспоненциальное распределение, при п>1—распределение  Эрланга.

На рис. 1.6 показаны стати­стические кривые изменения ин­тенсивности в течение часа.

Большое практическое значе­ние имеет установление связи между часовой Nчас и суточной Nсут интенсивностью движения. По данным автора и Ю. М. Ситникова, эта связь имеет следую­щий вид:

для внепикового периода

Nчас=0,076Nсут;                            (1.10)

для часа пик                          Nчас  = 0,152Nсут.                           (1.11)

Закономерности    изменения интенсивности движения в тече­ние суток. Интенсивность дви­жения в течение суток меняется крайне неравномерно (рис. 1.7). Характер ее изменения в тече­ние суток зависит от дня недели. Во все дни недели, кроме суббо­ты и воскресенья, наблюдаются два пика интенсивности движе­ния: утром (8—10 ч) и вечером (17—19 ч). В субботу (утром) и воскресенье (вечером) имеется" один пик. Эти пики интенсивно­сти вызваны тем, что основной                         объем перевозок, составляющий около 85% суточного объема, происходит на дорогах за 10-12 дневных часов.

 Рис. 1.6. Статистические кривые интенсивности движения:

а-кривая  распределения;  б - кумулятивная кривая. Интенсивность движения N=2285 авт/ч                                  ,.

Изменения интенсивности дви­жения в течение недели. Анализизменения интенсивности движения в течение недели показывает, что наибольшая ее величина приходится на пятницу и составляет около 18% от суммарной интенсивности за неделю. В летние меся­цы около крупных городов наибольшая интенсивность движения (с преобладанием легковых автомобилей) наблюдается в субботу и воскресенье вечером, а иногда и в понедельник.

Изменение интенсивности движения в течение месяца. Суще­ственных колебаний интенсивности движения в течение месяца не отмечается. Наблюдается только некоторое увеличение интенсивности движения в конце месяца и снижение в начале. Эти изме­нения, видимо, вызваны колеба­ниями хозяйственной деятельно­сти предприятий и торговых ор­ганизаций. Среднемесячная су­точная интенсивность движения в среднем составляет 58% от среднегодовой суточной.