Каждый уровень характеризуется определенными значениями коэффициентов загрузки, скорости и насыщения движением.
В американской литературе [105] используется понятие уровня обслуживания (1еvе1 оf serviсе), взятое из математической теории массового обслуживания. Смысл этого термина — показать качество обслуживания проезжающих по дороге. По нашему мнению, более правильно говорить об уровне, удобства и комфортабельности движения, которые создаются для проезжающих по дороге. Этот термин лучше отражает конечную цель, которая стоит перед инженером-дорожником, проектирующим дорогу, и инженером дорожного движения, занимающимся организацией и управлением движения — созданием безопасных, комфортабельных и экономичных условий движения по дороге.
С целью установления границ уровней удобства движения были проведены экспериментальные исследования с применением ходовой лаборатории, аэрофотосъемки и анализа видеозаписей.
При построении зависимости «скорость—интенсивность (коэффициент загрузки)» была получена кривая, имеющая три характерные точки изменения кривизны (рис. 11.5). Это указывает на то, что при коэффициентах загрузки, соответствующих точкам перегиба, меняется качественное состояние потока автомобилей.
Перегиб кривой «скорость—коэффициент загрузки» становится все более резким по мере ухудшения дорожных условий.
На существование различных состояний потока автомобилей указывает также зависимость «скорость—плотность» (рис. 11.6). На этой кривой также может быть отмечен ряд характерных перегибов, хотя часто эту зависимость изображают в виде прямой [32, 46]. Характерная зависимость «скорость — плотность» для автомагистрали с четырьмя полосами движения была получена А. Н. Красниковым (см. рис. II. 36). На этой кривой так же, как и на кривой «скорость—коэффициент загрузки», можно выделить четыре наиболее характерных состояния транспортного потока.
На существование нескольких состояний транспортного потока указывает также изменение вида и количества дорожно-транспортных происшествий, а также форма кривых распределения скоростей движения потока автомобилей (рис. II. 7). При низких интенсивностях, как правило, наблюдается большая величина разброса значений скоростей, кривая распределения имеет полимодальный характер. По мере роста интенсивности движения вид кривой распределения заметно меняется, превращаясь из полимодальной (см. рис. 11.7, кривая А) в одномодальную (кривая Г). Разброс значений скоростей существенно снижается, среднее квадратическое отклонение также уменьшается (см. рис. 11.7). Значительные изменения наблюдаются и в общем виде кривых распределения значений интервалов во времени (см. п. 11.4).
О различном состоянии транспортного потока свидетельствует изменение эмоциональной напряженности водителя (рис. 11.8).
Скорость, км/v Рис. 11.7. Кривые распределения значений скоростей при разных уровнях удобства. А, Б, В, Г — уровни удобства |
Приведенные выше зависимости (см. рис. 11.7, 11.8) указывают на существование четырех наиболее характерных состояний потока автомобилей, которые назовем четырьмя уровнями удобства движения А, Б, В и Г. Наличие четырех уровней удобства движения было также установлено автором на основе анализа применимости вероятностных и динамических моделей движения потоков автомобилей (см. гл. III).
Уровень удобства А (рис. II.9,а). Исходя из приведенных выше зависимостей этот уровень характеризуется коэффициентами загрузки z ≤ 0,2, коэффициентами скорости с ≥ 0,9 и коэффициентом насыщенности
Рис. 11.8. Зависимость кожно-гальва-нической реакции (КГР) от коэффициента загрузки на прямом горизонтальном участке дороги (по данным В. В. Новизенцева) |
р<0,1. Обгоны практически отсутствуют, автомобили не взаимодействуют между собой. Водитель может выдерживать желаемую скорость движения. Снижение средних скоростей незначительно (см. рис. 11.5). Эмоциональная напряженность водителя низкая (ом. рис. 11.8). Водитель и пассажиры не испытывают неудобства при движении. Поездки комфортабельны. Поток при уровне А назовем свободным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.