Одной из главных причин появления на дорогах заторов является наличие участков, вызывающих резкое уменьшение скорости. Затор возникает в тот момент, когда интенсивность прибывающих автомобилей на данный участок дороги превышает пропускную способность этого участка. При исследовании неравномерных режимов движения были детально рассмотрены процессы возникновения и рассасывания заторов. Для каждого из этих процессов были установлены значения .пропускной способности полосы движения.
Значения пропускной способности полосы движения в период рассасывания потока автомобилей различного состава были установлены В. М. Трибунским [80] по величине максимальной плотности потока и скорости рассасывания затора. Максимальная плотность потока автомобилей при заторе зависит от состава движения и может быть определена для прямолинейного горизонтального участка дороги по следующему уравнению:
qmax = 81 +0,125p, (11.29)
где р — количество легковых автомобилей в транспортном потоке, %.
При известной скорости распространения волны рассасывания потока автомобилей υв можно определить количество тронувшихся с места автомобилей qmax υв , т. е. часовую интенсивность в зоне рассасывания затора. Средние скорости распространения волн рассасывания были установлены путем наблюдений за процессом рассасывания потоков автомобилей различного состава. Регистрировалось время, прошедшее с момента начала движения первого автомобиля в стоящей колонне до момента начала движения последнего автомобиля, а также общее число автомобилей. На основе статистической обработки результатов наблюдений В. М. Трибунским была установлена зависимость скорости распространения волны от состава потока автомобилей:
υв =7,6 + 0,052 p. (11.30)
Таблица 11.8.
Количество легковых автомобилей в транспортном потоке, % |
Пропускная способность, авт/ч |
||||
при равномерном движении со свободной скоростью, км/ч |
в период рассасывания затора |
||||
30 |
40 |
50 |
60 |
||
0 20 40 60 80 |
600 650 700 700 750 |
800 850 900 950 1000 |
1000 1050 1100 1200 1250 |
1200 1300 1350 1400 1500 |
650 750 850 950 1100. |
Таблица 11.9 |
|||
Отрицательное ускорение, м/с |
Пропускная способность, авт/ч, из условия невозникновения заторов при движении со свободной скоростью, км/ч |
||
30 |
40 |
50 |
|
0,5 1,0 3,0 |
600 550 500 |
800 700 600 |
950 850 700 |
По известным величинам qmax и υВ можно определить интенсивность движения на участке рассасывания потока автомобилей:
Np = qmax υВ = 626+5,17 p + 0,0065 p2. (11.31)
На основе расчетов, проведенных по формуле (11.31), были получены величины пропускной способности участков рассасывания потоков автомобилей различного состава, показанные в табл. 11.8, 11.9.
Интенсивности потоков автомобилей, при которых на участках ухудшения дорожных условий возникают заторы, были установлены путем детального изучения режима движения автомобилей. Было отмечено прогрессирующее падение скорости у всех автомобилей, движущихся в пачке, после снижения скорости автомобиля, движущегося в пачке первым. При 15—18 автомобилях в пачке снижение скорости первого автомобиля с 55—60 до 30—35 км/ч вызвало остановку последних автомобилей в пачке.и возникновение затора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.