vn+1 = vn +tp,
Или
vn+1 – vn = tp ,
Или
(IV.7)
где — ускорение заднего автомобиля; vn и vn+1 — скорости заднего и переднего автомобилей; tp — продолжительность реакции водителя.
Уравнение (IV.7) является первым дифференциальным уравнением теории «следования за лидером». Полученное правило может быть сформулировано следующим образом: при следовании двух автомобилей друг за другом на достаточно близком расстоянии, когда оказывается их взаимное влияние, ускорение заднего автомобиля прямо пропорционально разности скоростей переднего и заднего автомобилей (относительной скорости). Это основной и наиболее простой закон теории «следования за лидером».
Дробь обычно обозначают буквой α и называют коэффициентом пропорциональности или чувствительностью водителя. Учитывая это, перепишем уравнение (IV.7) в следующем виде:
= α(vn+1 – vn). (IV.8)
Следовательно, основной принцип модели «следования за лидером» состоит в том, что -водитель реагирует главным образом на раздражение, поступающее из окружающей среды (воздействие), в соответствии с соотношением:
(Реакция) t + tp = α (Воздействие)
В данном случае реакцией является ускорение, изменяемое водителем с помощью тормозов и акселератора, а воздействие — разность скоростей переднего и заднего автомобилей.
Дальнейшие исследования показали, что величина коэффициента α зависит от расстояния между автомобилями. Д. Гейзис, Р. Герман и Р. Потc [107] предположили, что показатель чувствительности водителя α обратно пропорционален расстоянию между автомобилями:
, (1У.9)
где vo — характерная скорость; d — расстояние между автомобилями.
В результате было получено второе основное уравнение теории «следования за лидером»:
= . (1У.10)
Этот закон «следования за лидером» можно выразить так:
ускорение заднего автомобиля прямо пропорционально разности скоростей переднего и заднего автомобилей и обратно пропорционально расстоянию между ними.
Аналогичное уравнение было предложено Л. Эдаем [104], который исходил из предположения, что чувствительность водителя изменяется с изменением скорости движения: чем выше скорость движения, тем выше чувствительность водителя. Чувствительность также обратно пропорциональна расстоянию между автомобилями; если передний автомобиль очень близко, то чувствительность выше. На основе этих предположений была предложена следующая зависимость:
= α2. (IV.11)
В этом уравнении чувствительность принята обратно пропорциональной величине интервала во времени между двумя автомобилями, так как водитель заднего автомобиля с уменьшением промежутка времени становится более внимательным. Величина интервала во времени равна l/vn. В уравнении (IV.II) показатель чувствительности водителя равен
α = (1У.12)
При детальном рассмотрении тенденции изменения зависимости α от различных факторов было получено общее выражение для определения величины чувствительности:
(IV.13)
Учитывая уравнения (IV.11) и (IV.13), получаем уравнение теории «следования за лидером» в общем виде
(1У.14)
Г. И. Клинковштейн, В. Б. Ботцманов и С. В. Норкин [117] предложили уравнение теории «следования за лидером» в следующем виде
(1У.15)
где v(t) — скорость ведомого автомобиля; lа — длина расчетного автомобиля;
d — дистанция между автомобилями, м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.