времени водитель вынужден следить за впереди идущим автомобилем. Часто малоопытные или уставшие водители совершают в этих условиях ошибки, приводящие к взаимному столкновению автомобилей, движущихся друг за другом (см. рис. I. 11, б). Возникают происшествия, в которых одновременно сталкиваются до нескольких десятков автомоб1глей. Как правило, такое состояние транспортного потока наблюдается в неблагоприятных дорожных условиях, требующих снижения скорости движения.
Все описанные выше возможные состояния транспортного потока чаще всего наблюдаются в течение суток на магистральных дорогах, на участках, прилегающих к городам. Вероятность появления каждого состояния неодинакова (см. п.. II. 2), наиболее часто на дорогах наблюдаются транспортные потоки средней интенсивности. Продолжительность существования плотного транспортного потока обычно невелика и достигает часа или нескольких часов. Однако за этот период может произойти основная часть происшествий (см. рис. I. 11, а), потерь времени, наблюдается большой износ двигателей и других агрегатов автомобилей, большой расход топлива, резко повышается загазованность воздуха, значительно изнашиваются дорожные сооружения.
I. 4. ФОРМИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДОРОГИ НА ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ
Поток автомобилей на дорогах складывается стихийно за счет случайно выезжающих на дорогу автомобилей, имеющих различные динамические качества и различную загрузку и которыми управляют водители различной квалификации.
Состояние транспортного потока меняется не только в результате изменения интенсивности движения, но и вследствие изменения дорожных условий. Причем влияние дорожных условий на основные характеристики транспортного потока является решающим. Если на горизонтальных участках дороги изменение характеристик транспортного потока вызвано сравнительно редкими взаимодействиями между автомобилями, имеющими различные динамические качества, то при наличии разнообразных геометрических элементов это взаимодействие усложняется, становится более частым и приводит к значительным изменениям состояния, потока вдоль дороги. Оказывает влияние также наличие пересечений в одном уровне, населенных пунктов, участков с интенсивным движением сельскохозяйственных машин и т.п. На многих дорогах плотность пересечений достигает 5—10 на 1 км, а протяжение участков в населенных пунктах до 30% всего протяжения дороги. Улучшение дорожных условий всегда способствует обеспечению более равномерного движения с высокими скоростями всех типов автомобилей.
При движении потока автомобилей в благоприятных дорожных условиях (например, на прямолинейных и горизонтальных участках) более быстрые автомобили имеют возможность обгонять медленно движущиеся. Водители каждой группы автомобилей придерживаются скоростей движения, которые им наиболее удобны. Появление на дорогах кривых в плане малого радиуса, крутых и затяжных подъемов приводит к резкому ухудшению условий движения, которое проявляется в снижении скорости потока, вызванном невозможностью совершать обгоны, в увеличении числа автомобилей, движущихся в пачках. Так, например, на затяжных подъемах быстро движущиеся автомобили вынуждены продолжительное время двигаться вслед за медленно движущимся автомобилем. После преодоления таких участков рассасывание пачек и колонн автомобилей происходит достаточно длительное время. Этот процесс на дорогах с двумя полосами движения зависит от интенсивности встречного потока автомобилей.
На все описанные особенности движения потоков автомобилей вдоль дороги накладывается влияние погодно-климатических условий, наличия средств организации движения, особенностей водительского состава и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.