Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 10

времени водитель вынужден следить за впереди идущим автомо­билем. Часто малоопытные или уставшие водители совершают в этих условиях ошибки, приводящие к взаимному столкновению ав­томобилей, движущихся друг за другом (см. рис. I. 11, б). Воз­никают происшествия, в которых одновременно сталкиваются до нескольких десятков автомоб1глей. Как правило, такое состояние транспортного потока наблюдается в неблагоприятных дорожных условиях, требующих снижения скорости движения.

Все описанные выше возможные состояния   транспортного потока чаще всего наблюдаются в течение суток на магистраль­ных дорогах, на участках, прилегающих к городам. Вероятность появления каждого состояния неодинакова (см. п.. II. 2), наиболее часто на дорогах наблюдаются транспортные потоки средней ин­тенсивности. Продолжительность существования плотного тран­спортного потока обычно невелика и достигает часа или несколь­ких часов. Однако за этот период может   произойти основная часть происшествий (см. рис. I. 11, а), потерь времени, наблюда­ется большой износ двигателей и других агрегатов автомобилей, большой расход топлива, резко повышается загазованность воз­духа, значительно изнашиваются дорожные сооружения.

I. 4. ФОРМИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДОРОГИ НА ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Поток автомобилей на дорогах складывается стихийно за счет случайно выезжающих на дорогу автомобилей, имеющих различ­ные динамические качества и различную загрузку и которыми уп­равляют водители различной квалификации.

Состояние транспортного потока меняется не только в резуль­тате изменения интенсивности движения, но и вследствие изме­нения дорожных условий. Причем влияние дорожных условий на основные характеристики транспортного потока является ре­шающим. Если на горизонтальных участках дороги изменение ха­рактеристик транспортного потока вызвано сравнительно редкими взаимодействиями между автомобилями, имеющими различные динамические качества, то при наличии разнообразных геометри­ческих элементов это взаимодействие усложняется, становится бо­лее частым и приводит к значительным изменениям состояния, по­тока вдоль дороги. Оказывает влияние также наличие пересече­ний в одном уровне, населенных пунктов, участков с интенсивным движением сельскохозяйственных машин и т.п. На многих доро­гах плотность пересечений достигает 5—10 на 1 км, а протяжение участков в населенных пунктах до 30% всего протяжения дороги. Улучшение дорожных условий всегда способствует обеспечению более равномерного движения с высокими скоростями всех типов автомобилей.

При движении потока автомобилей в благоприятных дорож­ных условиях (например, на прямолинейных и горизонтальных участках) более быстрые автомобили имеют возможность обго­нять медленно движущиеся. Водители каждой группы автомоби­лей придерживаются скоростей движения, которые им наиболее удобны. Появление на дорогах кривых в плане малого радиуса, крутых и затяжных подъемов приводит к резкому ухудшению условий движения, которое проявляется в снижении скорости по­тока, вызванном невозможностью совершать обгоны, в увеличении числа автомобилей, движущихся в пачках. Так, например, на за­тяжных подъемах быстро движущиеся автомобили вынуждены продолжительное время двигаться вслед за медленно движущим­ся автомобилем. После преодоления таких участков рассасывание пачек и колонн автомобилей происходит достаточно длительное время. Этот процесс на дорогах с двумя полосами движения за­висит от интенсивности встречного потока автомобилей.

На все описанные особенности движения потоков автомобилей вдоль дороги накладывается влияние погодно-климатических ус­ловий, наличия средств организации движения,   особенностей водительского состава и др.