Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 21

Перераспределение интервалов на кривых в плане происходит в результате уплотнения потока автомобилей. Из распределений интервалов во времени и распределений дистанций хорошо видно уплотнение потока автомобилей на кривых в плане малого ра­диуса.

Участки подъемов. На участках подъемов происходит значи­тельное снижение скорости движения потока автомобилей по сравнению со скоростями на горизонтальном участке. Скорости снижаются неравномерно в зависимости от типа автомобилей:

тяжелые автомобили быстро теряют скорость, легковые за­медляют движение не сразу. Это обстоятельство вызывает пере­распределение интервалов движения, которые наблюдаются на горизонтальном участке.

За подъемом происходит обратное явление — скорости автомо­билей увеличиваются, появляется возможность совершения обгона.

Все это приводит к дальнейшему перераспределению интерва­лов, которое приближается к распределению, наблюдаемому перед подъемом.

Наблюдения, проведенные на подъеме с уклоном 60%о при интенсивности движения 400 авт/ч, показывают изменение распре­деления интервалов по мере продвижения потока к вершине подъ­ема (рис. 11.13).

Перед подъемом и в начале подъема распределение близко к прямой.

На расстоянии 100 м от начала подъема появляется заметный перелом в кривой распределения. Наибольший перелом наблюда­ется в точках около вершины подъема. Характерно, что точка пе­релома расположена в среднем около интервала продолжитель­ностью 8—10 с.

Наличие одного перелома в кривой распределения свидетельст­вует о появлении ярко выраженных двух групп автомобилей бы­стро и медленно движущихся.

При увеличении числа медленно движущихся автомобилей рас­тет количество минимальных интервалов (рис. 11.14). При увели­чении числа медленно движущихся автомобилей на 10% на рас­стоянии 200 м от начала подъема количество интервалов продол­жительностью менее 1 с увеличивается на 5%, продолжительно­стью менее 2с — на 4%, менее 10 с — на 1,5%. При расстоянии от начала подъема 100 м число интервалов менее 1 с увеличивается на 15%, менее 2 с—на 10%, менее 10 с—на 4%. Следова­тельно, увеличение числа медлен­но движущихся автомобилей на­чинает сказываться уже в начале подъема, однако наиболее замет­но их влияние на расстоянии от начала подъема более 350—400 м. Это приводит к образованию «па­чек» автомобилей и к резкому снижению удобства и безопасно­сти движения на участке подъе­ма дороги.

Рис. 11.15. Влияние состава движе­ния на распределение интервалов в основном потоке на пересечении в одном уровне (по данным Е. М. Ло­банова) :

1 — без препятствий на подходе; 2 — в на­селенных пунктах; 3 — через 200 м от подъема с уклоном 50%о; 4 — через 200 м от подъема с уклоном 50%о

Большое практическое значе­ние имеет характер изменения средней дистанции между авто­мобилями вдоль подъема и спус­ка. При интенсивности 200 авт/ч минимальная дистанция, равная 6 м, наблюдается на расстоянии более 400 м от начала подъема, на спуске — в начале и в конце спуска.

Приведенные выше результа­ты наблюдении показывают, что наиболее стесняющими движение местами подъема являются: при движении на подъем - вершина подъема, при движении на спуске – вход на спуск и конец спуска.

Населенные пункты. Влияние населенных пунктов на режим движения транспортного потока вызвано тем, что скорость автомобилей в населенном пункте значительно ниже, чем на перегонах. Вследствие этого несколь­ко повышается плотность потока и изменяется характер распре­деления интервалов между автомобилями.

Влияние населенных пунктов на распределение интервалов в транспортном потоке значительно меньше, чем участков подъ­ема, так как ограничение скорости движения распространяется на все автомобили потока и, как правило, разрешаемая ско­рость движения меньше или близка к скорости медленно дви­жущихся автомобилей.