где lT —тормозной путь заднего автомобиля, м; lT = ν2 / 2qφ = αν2; α = 1 / 2qφ; q = 9,81 м/с2; φ—коэффициент сцепления; ν —скорость движения, м/с; lо— расстояние между остановившимися автомобилями, м (некоторые авторы принимают lo = 0).
По сравнению с 1-й группой 2-я группа уравнений отображает более реальные условия движения. Принятые условия характерны для аварийной обстановки, когда необходима экстренная остановка автомобиля во избежание столкновения.
Дальнейшее уточнение упрощенной динамической модели проводилось путем учета разницы тормозных путей переднего и заднего автомобилей. Уравнения 3-й группы основаны на предпосылках, что передний и задний автомобили тормозят с различной интенсивностью. Уравнения этой группы имеют следующий общий вид (рис. 1У.З):
d = la + + lp + lo (1У.З)
где —тормозной путь переднего автомобиля, м; —тормозной путь заднего автомобиля, м.
Уравнения 3-й группы являются общим случаем уравнений 1-й и 2-й групп. Так, при —=0 уравнение (1У.З) принимает вид уравнения (IV.!), а при =0—вид уравнения (1У.2). Это указывает на то, что уравнения 3-й группы более универсальны и более точно учитывают взаимодействие между движущимися друг за другом автомобилями. Применение этого типа уравнений при правильном выборе начальных (исходных) параметров (времени реакции водителя, коэффициентов эксплуатационного состояния тормозов и величины коэффициентов эксплуатационного состояния тормозов и величины коэффициента сцепления).позволяет получить значение, близкое к фактическим.
Рис. 1У.2. Зависимость интервалов по длине от скорости движения на основе уравнений 2-й группы:
а — расчетная схема; б — график зависимости минимального интервала по длине от скорости;
/ — по данным Л. Е. Страментова; 2 — Р. Шаара; 3 — Р.Аллисона; 4 — ОСТ-7734; 5 — Ю, С. Крылова; 6 — А.К.Дьякова; 7 — Г. Бергмана;
8 — X. Неймана; 9 — Д. Льюиса; 10 — А. К. Бируля;
11 — В. К. Некрасова
Рис. 1У.З. Зависимость интервалов по длине между автомобилями от скорости движения на основе уравнений 3-й группы:
а — расчетная схема; б — график зависимости минимального интервала по длине от скорости: 1 — по данным Д. П. Великанова;
2 — М. С. Фишельсона; 3 — П. И. Писарева; 4 и 5 — А. А.Полякова; 6 — Д. Эдди
В 4-ю группу входят зависимости, полученные эмпирически на основе массовых наблюдений за интервалами между автомобилями в реальных дорожных условиях (рис. 1У.4).
Рис. 1У.4. Эмпирическая зависимость расстояния между автомобилями от скорости по данным: 1 — Н. Ф. Хорошилова; 2 — автора- 3 — США [128] р ' |
Уточнение упрощенных динамических теорий возможно в следующих направлениях: уточнение расстояния между остановившимися автомобилями; уточнение продолжительности реакции водителей (см. п. IV.З); учет влияния дорожных условий, в первую очередь геометрических элементов; учет тенденции изменения тормозных качеств автомобилей; учет влияния разности скоростей и характера торможения. Tак как результаты наиболее близкие к фактическим дают расчеты по уравнениям 3-й группы, все уточнения должны относиться к этой группе уравнений.
Прежде всего необходимо уточнить время реакции водителей. Опыты показывают, что продолжительность реакции водителей меняется в очень широких пределах. Даже за относительно короткий промежуток времени (около 2 ч) продолжительность реакции меняется от 0,45 до 1,2с. При отсутствии тормозных огней и при больших расстояниях между автомобилями водитель заднего автомобиля реагирует на изменение скоростей переднего иногда только через 5—6 с.
Опыты, проведенные Е. М. Лобановым и В.В.Сильяновым [39] на дорогах с различной интенсивностью движения, показали еще больший разброс – 0,42 в первой половине рабочего дня до 1,4в конце дня. Эти данные говорят о большой изменчивости продолжительности реакции водителя. Характерно, что величины продолжительности реакции водителей распределены по кривым нормального распределения (рис. 1У.5) Для расчета времени реакции водителей в различных дорожных условиях может быть использована методика, предложенная Е. М. Лобановым [37].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.