Рис. 1.7. Изменение интенсивности движения в течение суток (будни) на дорогах: /—I категории; 2—111 категории; 3— V категории |
Закономерности изменения интенсивности и состава движения в течение года. Наиболее существенные колебания интенсивности наблюдаются по сезонам года (рис. 1.8). Эти колебания вызваны изменением хозяйственной деятельности, проведением посевных кампаний и сбором урожая, неравномерным использованием личных автомобилей, наличием периода массовых отпусков. Особенно заметно изменяется интенсивность движения на курортных дорогах, резко повышаясь в летний период.
На дорогах, проходящих через сельскохозяйственные районы, наблюдаются ярко выраженные два пика в весенний период (посевная) и осенний период (вывоз урожая). Наибольшая интенсивность на всех дорогах наблюдается в августе.
Рис. 1.8. Изменение интенсивности движения в
течении года:
1-в пригородной зоне больших городов;
2-в промышленных районах; 3-в сельско-
хозяйственных районах; 4-на курортной дороге
Изменение интенсивности движения по годам. Изучение и накопление данных по изменению интенсивности по годам имеет большое значение при разработке эффективных моделей прогнозирования интенсивности движения. Анализ результатов обследования дорог,
проводимых кафедрой проектирования дорог МАДИ в течение последних 15 лет [43], показал значительное различие закономерности изменения интенсивности движения по годам' на дорогах, проходящих в различных районах и различных по значению дорогах. Это отмечалось также в работах проф. В. Ф. Бабко-ва, Н. Ф. Хорошилова, В. Е. Кагановича, М. Ф. Смирнова, Ю. С. Крылова, Ю. М. Санникова, В. К. Пашкина и др.
Наиболее резкий рост интенсивности движения наблюдается на участках, проходящих в районах с высокой плотностью населения и в промышленных районах. На участках, проходящих через сельскохозяйственные районы, рост интенсивности незначителен. Отмечено изменение темпов роста интенсивности движения с годами для одной и той же дороги. Для описания кривой изменения этих темпов может быть применено уравнение следующего вида:
ΔNT = atb + ctd . (1.12)
где а, b, d. — эмпирические коэффициенты; t — годы.
Н. Ф. Хорошилов предложил эмпирическую зависимость для определения ежегодного темпа относительного прироста интенсивности
(1.13)
где а и b — эмпирические коэффициенты, определяемые в зависимости от первоначального темпа относительного прироста.
Первоначальный темп относительного прироста, % ............... 10 12 14 16 18 20
Значения а ............... 3,7 3,1 2,5 1,9 1,3 0,7
» b ............... 6,3 8,9 11,5 14,1 16,7 19,3
Исследование этой функции показывает, что она имеет разрыв в начале. Поэтому формула (1.13) может быть применена только при интенсивностях более 250 авт./cут.
Для большинства дорог характерны первоначально невысокие темпы роста интенсивности с последующим резким их увеличением. На дорогах, расположенных в пределах агломератов, наблюдается постоянный высокий темп роста интенсивности. При этом средняя величина составила 10—12%. Средние темпы ежегодного прироста интенсивности движения на дорогах различных категорий приведены в табл. 1.1.
На темпы роста интенсивности движения большое влияние оказывает развитие экономики района проложения дороги.
Таблица 1.1 |
|||||
Районы проложения дороги |
Ежегодный прирост интенсивности движения, %, по категориям дорог |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Агломераты Промышленные районы Сельскохозяйственные районы |
16 14,5 10 |
12 10 7 |
10 8 4 |
3 2 1,5 |
3 2 1,0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.