Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 18

Уровень удобства Б (рис. II. 9,6). При этом уровне z =0,2—0,45; с = 0,7—0,9; р = 0,1—0,3. В потоке непрерывно возрастает число быстро движущихся автомобилей, которые совершают обгоны или вынуждены двигаться в пачках за медленно движущи­мися. Наблюдается резкое падение средних скоростей движения. Опыты с применением ходовой лаборатории показали, что обгоны








Рис. 11.9. Общие виды потока автомобилей при разных уровнях удобства дви­жения

невозможны при z=0,45. Это можно считать верхней границей уровня удобства движения Б. Эмоциональная напряженность во­дителей быстро возрастает по мере загрузки движением (см. рис. II. 8) и приближается к наибольшей. Плотность маневров наи­большая. При этом уровне водители испытывают снижение ком­фортабельности поездки из-за необходимости совершения манев­ров обгона или объезда. Такой поток автомобилей назовем частично связанным.

Уровень удобства   В (рис. II, 9,а). При этом уровне удобства z=0,45—0,7; с=0,55—0,70; р=0,3—0,7. Характерным является дальнейшее снижение скоростей движения (см. рис. II. 5). Эмоциональная напряженность водителя достигает наибольшего уровня (см. рис. II. 8).

Табл ица 11.3

Уровни удобства (см. рис. 11.9)

г

с

р

Характеристика движения потока автомобилей

Состояние потока

Эмоцио­нальная напряжен­ность водителя

Удобство работы водителя

Экономическая эффективность работы дороги

А

Менее 0,2

Более 0,9

Менее 0,1

Автомобили дви­жутся в свободных условиях, взаимо­действие между ав­томобилями отсут­ствует

Свободное

Низкая

Удобно

Неэффек­тивна

Б

0,2—0,45

0,7—0,9

0,1—0,3

Движение автомо­билей происходит группами, соверша­ется много обгонов

Частично связанное

Нор­мальная

Мало-удобно

Малоэф­фективна

В

0,45—0,70

0,55—0,7

0,3-0,7

В потоке еще су­ществуют большие интервалы между автомобилями, обгоны затруднены ­

Связанное

Высо­кая

Неудоб­но

Эффектив­на

Г

0,70—1,0

0,4—0,55

0,7—1,0

Сплошной поток автомобилей, дви­жущихся с малыми скоростями

Плотное насыщенное

Низкая

Очень неудобно

Неэффек­тивна

0; 1,0

0; 0,4

Поток движется с остановками, возни­кают заторы

То же

Очень низкая

То же

То же

Таблица 11.4

Категория дороги

Вероятность уровней удобства движения, %

уровня А

уровня Б

уровня В

уровня Г

I

18,8

64,0

12,0

5,2

II

32,4

 57,0

8,1

2,5

III

53,0

40,4

5,9

0,7

IV

79,3

20,5

0,2

V

91,4

8,55

0,05

Водители испытывают, неудобства из-за невозможности обгона медленно движущихся автомобилей и необходимости внимательно следить за впереди идущим авто­мобилем. Комфортабельность поездки резко снижается. Поток со­стоит из отдельных больших групп и пачек. Такой поток назовем связанным.

Уровень удобства Г (рис. II. 9,г). При этом уровне удобства z=0,7—0,1; с=0,55—0,40; р=0,7—1,0. Движение проис­ходит с остановками вследствие состояния потока, близкого к затору. Эмоциональная напряженность водителя снижается из-за снижения скоростей и движения с постоянными низкими скорос­тями. Скорости всех автомобилей близки между собой; среднее квадратическое отклонение значений скоростей небольшое. Води­тели и пассажиры испытывают наибольшие неудобства от поезд­ки. Движение происходит с неэкономичными скоростями в колон­ном режиме. Этот поток назовем плотным (насыщенным).