Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 12

При проектировании дорог предусматривают мероприятия, на­правленные на организацию движения: разделение потоков по скоростям; разделение и канализирование потоков по направле­ниям; обеспечение равномерного изменения характеристик транс­портного потока по протяжению дороги.

Для разделения транспортного потока по скоростям предусмат­ривают устройство: многополосной проезжей части с выделением полос для медленно движущихся транспортных средств; допол­нительных полос на подъемах и спусках; переходно-скоростных полос на пересечениях; карманов и уширений на автобусных ос­тановках и для остановки транспортных средств; благоустроенных площадок для стоянок автомобилей.

Разделение транспортных потоков по направлениям может быть осуществлено следующими   планировочными средствами: устройством самостоятельных проезжих частей для каждого направления движения с разделительной полосой между ними;

раздельным трассированием дороги для каждого направления движения с устройством самостоятельного   земляного полотна; устройством самостоятельных проезжих частей для каждого радиуса и на выпуклых вертикальных кривых с недостаточным расстоянием видимости;

устройством улиц одностороннего дви­жения на участках дорог, проходящих через населенные пункты;

строительством пересечений в разных уровнях; канализирован­ных пересечений в одном   уровне с обязательным выделением специальных полос для автомобилей поворачивающих налево;

реверсивных полос при больших колебаниях интенсивности дви­жения по направлениям.

Проектирование продольного профиля и плана дороги, вклю­чающее комплекс мероприятий по разделению потоков в зависи­мости от скоростей и направлений, должно обеспечить равномер­ное изменение характеристик транспортного потока по длине дороги. Особое внимание следует уделять соотношению соседних элементов продольного профиля и плана, которые должны обес­печивать быстрое рассасывание пачек автомобилей.

Эти мероприятия являются первым этапом организации дви­жения. Следующим этапом должна быть разработка проектов расстановки дорожных указателей и знаков и нанесения разметки проезжей части. Для автомобильных магистралей разрабатыва­ют проект автоматизированной системы управления движением транспортных потоков. При разработке этих проектов детально учитывают дорожные условия — геометрические элементы, нали­чие пересечений и примыканий, населенных пунктов и т.п., а так­же погодно-климатические условия [16].

В основе проекта расстановки дорожных знаков должен быть заложен принцип обеспечения водителей полной информацией о дорожных условиях и направлениях движения. Особое внима­ние уделяют выбору мест установки знаков и обеспечению их хорошей видимости при любой интенсивности движения. На доро­гах высоких категорий с большой плотностью движения дорож­ные знаки дублируют. При разработке проекта нанесения разметки проезжей части основное внимание уделяют обеспечению зритель­ного ориентирования водителей в направлении основной дороги. Для участков пересечений в одном уровне разрабатывают спе­циальные проекты нанесения разметки. Большое внимание уделя­ют нанесению осевой и краевой разметок.

Важное значение имеет разработка методов оценки эффектив­ности принятой схемы организации движения или выбора средств организации движения. Эти методы должны быть основаны на закономерностях движения транспортных потоков и охватывать весь диапазон интенсивностей и дорожных условий.

1. 6. НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОГ

Современная автомобильная дорога работает в условиях воз­действия не только тяжелых нагрузок, но и при высоких интенсивностях движения, наблюдаемых в течение больших периодов су­ток. Поэтому при ее проектировании возникает необходимость ре­шения большого комплекса сложных инженерных проблем, свя­занных с геологическими, гидрологическими и гидрогеологически­ми условиями проложения трассы, а также с организацией пропуска потоков автомобилей различной интенсивности. В этих условиях большое значение приобретает вариантное проектирова­ние дороги и выбор схем организации движения на ней.