Наблюдения за транспортным потоком с помощью подвижного наблюдателя позволили определить число автомобилей, движущихся в свободных условиях, в группах и в пачках. Начиная с коэффициента загрузки z >0,52, большая часть автомобилей движется при взаимном влиянии друг на друга. Аэрофотосъемка автомобилей, движущихся друг за другом, позволила построить зависимость разности скоростей движущихся друг за другом автомобилей от величины интервалов во времени. Взаимное влияние автомобилей проявляется при интервалах во времени менее 9—10 с.
Характер зависимости интервала по длине от скорости одинаков для всех взаимодействующих типов автомобилей (рис. 11.11). Наименьшие интервалы выдерживаются при следовании легкового автомобиля за легковым, наибольшие при следовании грузового за легковым. Это можно объяснить тем, что водители грузовых автомобилей при больших скоростях стремятся держать большие интервалы для предупреждения столкновения.
Таким образом, работа водителя при движении автомобиля по дороге заключается в выдерживании траектории, соответствующей направлению дороги, и в поддержании скорости, близкой к скорости других автомобилей. Число изменений направлений движения и изменений скоростей движения могут быть основными характеристиками условий удобства движения и состояния потока. Чем меньше этих изменений, тем выше удобство и экономичность движения и выше безопасность движения [4, 97].
11. 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ МЕЖДУ АВТОМОБИЛЯМИ
Для разработки теоретических моделей транспортных потоков, близких к реальным, а также для повышения эффективности статистического моделирования большое значение имеет эксперимен- тальное исследование распределения интервалов между автомобилями как во времени, так и по длине, а также распределение дистанций при различной интенсивности и в различных дорожных условиях.
Рис. 11.12. Распределение интервалов между автомобилями на дороге с двумя полосами движения:
а — во времени; б — по длине;
1 — 20% медленно движущихся автомобилей; 2 — 40% медленно движущихся автомобилей; 3 —R = 450 м; 4— R=100 м.
Сплошные линии — горизонтальный прямолинейный участок (N = 350 авт/ч), пунктирные — кривая в плане ( N == 360 авт/ч)
На характер распределения интервалов и дистанций оказывают влияние интенсивность, состав движения, дорожные условия. На кафедре проектирования дорог МАДИ постоянно ведутся работы по накоплению данных о распределении интервалов. Наблюдения показывают, что формы кривых распределения интервалов во времени и по длине претерпевают значительные изменения с изменением условий движения.
Рис. 11.13. Распределение интервалов во времени в различных точках подъема с уклоном 60%о при N = 200 авт/ч: L — расстояние от начала подъема |
Горизонтальные прямолинейные участки. На таких участках форма кривой распределения определяется интенсивностью и составом движения, так как дорожные условия практически неизменны. Характерно, что модальное значение интервала во времени (рис. 11.12) перемещается вправо по мере роста интенсивности движения. С увеличением в составе транспортного потока числа легковых автомобилей число минимальных интервалов во времени растет медленно. Наиболее значительно изменяются величины интервалов во времени с ростом в составе потока медленно движущихся автомобилей.
Рис. II.14. Количество интервалов во времени различной продолжительности между автомобилями на подъеме с уклоном 60 %0 при N= 200 авт/ч:
1 – 15% медленно движущихся автомобилей; 2 – 25 % медленно движущихся автомобилей. Цифры на кривых – величина интервалов во времени между автомобилями, с.
Кривые в плане. Изменения интервала во времени на кривых в плане различного радиуса показали, что форма кривой распределения зависит от радиуса кривой в плане. Наибольшее количество минимальных интервалов наблюдается на кривых радиусом менее 300 м.
Большая часть кривых распределения близка по форме к кривым, полученным на горизонтальных прямолинейных участках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.