Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 20


Наблюдения за транспортным потоком с помощью подвижного наблюдателя позволили определить число автомобилей, движу­щихся в свободных условиях, в группах и в пачках. Начиная с ко­эффициента загрузки z >0,52, большая часть автомобилей движет­ся при взаимном влиянии друг на друга. Аэрофотосъемка автомо­билей, движущихся друг за другом, позволила построить зависи­мость разности скоростей движущихся друг за другом автомобилей от величины интервалов во времени. Взаимное влияние авто­мобилей проявляется при интервалах во времени менее 9—10 с.

Характер зависимости интервала по длине от скорости одина­ков для всех взаимодействующих типов автомобилей (рис. 11.11). Наименьшие интервалы выдерживаются при следовании легкового автомобиля за легковым, наибольшие при следовании грузового за легковым. Это можно объяснить тем, что водители грузовых автомобилей при больших скоростях стремятся держать большие интервалы для предупреждения столкновения.

Таким образом, работа водителя при движении автомобиля по дороге заключается в выдерживании траектории, соответствующей направлению дороги, и в поддержании скорости, близкой к скоро­сти других автомобилей. Число изменений направлений движения и изменений скоростей движения могут быть основными характе­ристиками условий удобства движения и состояния потока. Чем меньше этих изменений, тем выше удобство и экономичность дви­жения и выше безопасность движения [4, 97].

11. 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ МЕЖДУ АВТОМОБИЛЯМИ

Для разработки теоретических моделей транспортных потоков, близких к реальным, а также для повышения эффективности ста­тистического моделирования большое значение имеет эксперимен- тальное исследование распреде­ления интервалов между автомо­билями как во времени, так и по длине, а также распределение дистанций при различной интен­сивности и в различных дорож­ных условиях.

Рис. 11.12. Распределение интервалов между автомобилями на дороге с двумя полосами движения:

а — во времени; б — по длине;

1 — 20% медленно движущихся автомобилей; 2 — 40% медленно движущихся автомоби­лей; 3 —R = 450 м; 4— R=100 м.

Сплошные линии — горизонтальный прямолинейный участок (N = 350 авт/ч), пунктирные — кривая в плане ( N == 360 авт/ч)

На характер распределения интервалов и дистанций оказы­вают влияние интенсивность, со­став движения, дорожные усло­вия. На кафедре проектирования дорог МАДИ постоянно ведутся работы по накоплению данных о распределении интервалов. На­блюдения показывают, что фор­мы кривых распределения интер­валов во времени и по длине пре­терпевают значительные измене­ния с изменением условий дви­жения.

Рис. 11.13. Распределение   интерва­лов во времени в различных точках подъема с уклоном  60%о при N = 200 авт/ч:

L — расстояние от начала подъема

Горизонтальные прямолиней­ные участки. На таких участках форма кривой распределения оп­ределяется интенсивностью и со­ставом движения, так как до­рожные условия практически не­изменны. Характерно, что мо­дальное значение интервала во времени (рис. 11.12) перемещает­ся вправо по мере роста интенсивности движения. С увеличением в составе транспортного потока числа легковых автомобилей  число  минимальных интервалов во времени растет медленно. Наиболее значительно изменяются величины интервалов во времени с ростом в составе потока медленно движущихся автомобилей.

Рис. II.14. Количество интервалов во времени различной продолжительности между автомобилями на подъеме с уклоном 60 %0 при N= 200 авт/ч:

1 – 15% медленно движущихся автомобилей; 2 – 25 % медленно движущихся автомобилей. Цифры на кривых – величина интервалов во времени между автомобилями, с.

Кривые в плане. Изменения интервала во времени на кри­вых в плане различного радиуса показали, что форма кривой распределения зависит от радиуса кривой в плане. Наибольшее количество минимальных интервалов наблюдается на кривых радиусом менее 300 м.

Большая часть кривых распределения близка по форме к кри­вым, полученным на горизонтальных прямолинейных участ­ках.