По диаграмме «интенсивность-плотность» можно определить все характеристики движения потока автомобилей: скорость, плотность, интенсивность, скорость распространения ударной волны и т. д. (см. рис. IV. 13). Часть кривой, расположенная слева от линии I—I, соответствует нормальным условиям движения без образования заторов, правая кривая—движению автомобилей при возникновении заторов. По этой зависимости средняя скорость движения определяется как частное от деления интенсивности движения N (авт/ч) на плотность q (авт/км). Другими словами, тангенс угла наклона радиуса-вектора N/q равен средней скорости движения потока автомобилей. Максимальная интенсивность, получаемая по диаграмме, соответствует пропускной способности рассматриваемого участка дороги. Тангенс угла наклона к оси х касательной к кривой «интенсивность—плотность» равен скорости распространения волны в потоке автомобилей.
Кроме указанных характеристик движения потока автомобилей по диаграмме можно также оценить среднюю величину интервала во времени между движущимися друг за другом автомобилями Δt и интервала во времени между задним бампером переднего автомобиля и передним бампером заднего автомобиля δt. Эти показатели определяются по следующим уравнениям:
(IV.43)
(IV.44)
Общий вид уравнения «интенсивность-плотность», полученного на основе уравнения теории «следования за лидером», следующий:
(1У.45)
Это уравнение идентично с уравнением Д. Гринберга [104] при v0 = С. В уравнении (1У.44) v0—характеристическая скорость движения потока автомобилей на рассматриваемом участке дороги. Эта скорость получается на основе анализа взаимодействия двух движущихся друг за другом автомобилей на этом участке дороги.
Кривая «интенсивность — плотность» может быть также получена с помощью уравнений 3-й группы упрощенной динамической теории движения потока автомобилей. Эту кривую строят на основе решения динамического уравнения 3-й группы:
D=la + tpv +Bv2; (IV.46)
B = ½ (an+1 – an),
где an+1 — максимальное замедление (п +1)-го автомобиля; аn — максимально возможное замедление n-го автомобиля.
Уравнение (1У.45) решается относительно скорости v. В результате получается
(IV.47)
где q = 1/S; qmax = 1/So; α = t/la; β = B/la.
Интенсивность движения определяют с помощью уравнения связи основных характеристик транспортного потока:
N =vq.
Отсюда общий вид зависимости «интенсивность-плотность», полученной на основе уравнения 3-й группы упрощенной динамической теории, следующий:
, (1У.48)
где No = αqmax / 2β; γ = 4 β / α2 .
После дифференцирования обеих частей уравнения (1У.48) получаем
, (IV.49)
или
. (1У.50)
Уравнение (1У.50) может быть рассмотрено как уравнение теории «следования за лидером» с чувствительностью
. (IV.51)
Следовательно, несмотря на различный подход к выводу основного уравнения движения транспортного потока, конечные результаты всех динамических теорий (за исключением газовой) близки друг к другу.
Уточнение динамических теорий в настоящее время возможно только на основе проведения широких натурных наблюдений за движением транспортных потоков различных по составу и движущихся в различных дорожных условиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.