среднее число автомобилей в системе
(111.27)
среднее время ожидания
tож = ; (III.28)
среднее время пребывания в системе
tc = tож + . (III.29)
Зависимости (111.23—111.29) пригодны для простейших, т. е. пуассоновских потоков. Эти потоки характерны для коэффициента загрузки z ≤ 0,3 и уровня удобства А и частично Б. В случае когда интенсивность достаточно высокая и резко меняется, эти зависимости непригодны, так как поток значительно отличается от пуассоновского. Поэтому необходимо всегда анализировать области практического применения результатов, полученных на основе теории массового обслуживания решений.
111. 4. ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕПЕЙ МАРКОВА В ТЕОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
Для математического описания транспортного потока как случайного процесса может применяться математический аппарат, разработанный в теории вероятностей для марковских случайных процессов [17].
Под марковским процессом (процессом без последствия) понимается процесс, обладающий следующим свойством: для каждого момента времени t0 вероятность любого состояния системы в будущем (при t > t0) зависит только от ее состояния в настоящем (при t = to) и не зависит от того, когда и каким образом система пришла в это состояние.
Марковской цепью называют такую случайную последовательность событий, при которой в цепочке событий вероятность перехода из любого состояния Si в любое Sj, не зависит от того, когда и как система пришла в состояние Si. При этом изменение состояний системы происходит в какие-то моменты: t0, t1, t2 …, tk.
Используют следующее обозначение события : S, состоящее в том, что после R шагов система находится в состоянии Si; вероятность того, что в данный момент t система находится в состоянии Si, обозначается рi(t). При использовании цепей Маркова ставится задача определения вероятности нахождения системы в каком-либо состоянии.
Движение потока автомобилей можно представить как марковский процесс, протекающий в системе (например, «поток автомобилей—дорожные условия — средства регулирования») с дискретными состояниями с изменением системы в определенные состояния системы может произойти в любой момент времени t > t0 [71].
При таком потоке для определения вероятностей состояния р1(t); p2(t)…pn(t) составляют систему линейных дифференциальных уравнений.
При составлении уравнений пользуются графом состояния системы—наглядным изображением состояния системы (рис. 111.3). На рис. 111.3 λij обозначает плотность потока событий, переводящего систему из состояния Si в Sj.
Для системы, показанной на рис. 111.3, дифференциальные уравнения имеют вид:
Это более реальная схема, нежели принятая Д. Дрю [24].
Более простым случаем является марковский процесс с дискретными состояниями с изменением системы в определенные моменты 0, 1, 2, 3, ... i,... Вероятность того, что в момент t система находится в состоянии Si обозначается pt(t). Вероятность того что в момент (t+1) система будет находиться в состоянии Sj, равна произведениям вероятностей нахождения системы в момент t в состоянии Si, на вероятность перехода, просуммированным по всем возможным состояниям Si.
Pj(t+1) = , (III.31)
где S1, S2, …, Sn – состояние системы;
t1, t2, …, tn – моменты времени; pij – вероятность перехода xi → xj.
При использовании цепей Маркова для транспортного потока могут быть рассмотрены случаи изменения состояния потока автомобилей при совершении какого-либо события [71]. Такими событиями могут быть: догон одного автомобиля другим, обгон, маневр смены полосы, выезд нового автомобиля на дорогу. Состояние всего потока может характеризоваться: числом автомобилей на данном участке дороги или условием движений автомобиля (свободные или стесненные).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.