ΔNt— темпы относительного прироста (см. уравнение (1.13)).
Расчеты по уравнению (1.19) несколько сложнее. Ю. М. Ситниковым [73] на основе преобразования уравнения (1.19) было предложено уравнение, позволяющее упростить расчеты:
, (1.20)
где а и b — эмпирические коэффициенты в уравнении (1.13); Тc — срок службы дороги.
Для прогнозирования движения во вновь осваиваемых районах могут быть использованы степенные уравнения. В этих районах характерным является первоначальный рост интенсивности движения в период строительства дороги или каких-либо промышленных объектов. После окончания строительства интенсивность движения растет медленно [5]. Для прогнозирования по такой зависимости может быть использована следующая формула:
Nt=(аt3+ bt2 + сt + d)1/n (1.21)
где а, b, с и d — эмпирические коэффициенты; t- расчетный год; п —oбщее число лет прогнозирования.
Рис. 1.9. Прогноз на основе логистической кривой: а — общий вид кривой; б — пример прогнозирования на основе логистической кривой; 1 — пропускная способность дороги — предел насыщения |
Форма логистической кривой для прогнозирования интенсивности движения установлена на основе логических рассуждений о возможном характере изменения интенсивности движения по годам. Характерна тенденция приближения логистической кривой к некоторому уровню насыщения. Например, при прогнозировании интенсивности движения таким уровнем может быть пропускная способность дороги (рис. 1.9).
Форма логистической кривой наиболее точно удовлетворяет дифференциальному уравнению:
, (1.22)
где N — интенсивность движения; Р — пропускная способность; с — постоянная; t — период времени.
Решение уравнения (1.22) имеет вид
N = . (1.23)
рцс. 1.10. Пример прогнозирования на основе
уравнения (1.26)
Логистическая кривая, описываемая уравнением (1.23), представляет собой S-образную кривую с асимптотами N=0 при
t→-оо и N=Р при t→+оо. Из уравнения (1.22) видно, что темпы роста N в процентах равны 100 с (Р—М), т. е. прямо пропорциональны разнице между N и ее асимптотой Р. Если N=Nо при t=0, то Nо(1+Ь) =P Если процент роста при t=0 известен и равен 100m процентов в год, тогда
с(Р—Nо)= т, (1.24)
С учетом уравнения (1.24) уравнение (1.23) примет следующий вид:
(1.25)
В уравнении (1.25) отношение характеризует скорость достижения предельного уровня, т. е. исчерпания пропускной способности. Момент времени, когда темп роста интенсивности движения начинает уменьшаться, соответствует точке, в которой
Логистическая кривая охватывает практически весь период изменения интенсивности движения до достижения пропускной способности. Поэтому ее можно применять преимущественно при долгосрочных прогнозах. При использовании этой кривой необходимо иметь данные о пропускной способности и данные по интенсивности движения за последние 15 лет для определения параметров уравнения.
Логистическую кривую можно применять для прогнозирования общих показателей развития автомобильного транспорта, например числа автомобилей на душу населения как в отдельных районах, так и в среднем по стране [122].
В отдельных случаях с точки зрения упрощения определения основных параметров можно использовать уравнение типа (рис. 1.10):
(1.26)
Экстраполяционные методы могут успешно применяться для краткосрочного прогнозирования. Поэтому нельзя согласиться с мнением В. Е. Кагановича и В. К. Пашкина [29, 52] о невозможности применения этих методов в районах с развитой сетью дорог.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.