Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 26

 Результаты       наблюдении осреднялись по общей формуле, позволяющей учитывать дорожные условия и состав движения:

N = qmax υ – β υ2 + α p υ,                                                   (11.23)

где N — интенсивность движения, авт/ч;  qmax — максимальная плотность дви­жения в рассматриваемых дорожных условиях, авт/км; υ скорость движе­ния при рассматриваемой интенсивности, км/ч;

 β =  ;

υсв — скорость движения в свободных условиях, км/ч;   α — коэффициент, учитывающий влияние состава движения; р — количество легковых автомо­билей в составе движения, %.

Уравнение (11.23) получено на основе совместного решения уравнения связи основных характеристик движения потока авто­мобилей и зависимости «скорость — плотность», которые имеют следующий вид:

N =   υ q                                                                                                              (11.24)

υ = υсв – β q + α p.                                                                                                (II.25)

Для различных дорожных условий определены [81] коэффи­циенты уравнения (11.23):

горизонтальный участок N = 81 υ — 1,54 υ 2 + 0,125р υ;                (11.26)

 кривая в плане радиусом 35 м; N = 96 υ — 3,76 υ 2 + 0,422 р υ;       (11.27).

подъем с уклоном 50 %о   N=75 υ —1,73 υ 2+ 0,175 р υ;                 (11.28).

Из уравнений (11.26) — (11.28) видно, что максимальная плот­ность .зависит от дорожных условий, составляя на кривой в плане радиусом 35 м 96 авт/км, на подъеме 50 %о — 75 авт/км, на пря­мом горизонтальном участке — 81 авт/км. Сопоставление коэф­фициентов в различных дорожных условиях [см. уравнение (11.25)] показывает, что состав движения оказывает наименьшее влияние на прямом горизонтальном участке. На подъеме состав потока оказывает большее влияние, чем на горизонтальном участке. Осо­бенно значительно его влияние на кривой малого радиуса.

Пропускная способность в значительной степени зависит от свободной скорости движения на данном участке. Высокие значе­ния максимально возможной интенсивности движения соответст­вуют широкому диапазону скоростей на прямом горизонтальном участке и узкому на кривой с радиусом 35 м (рис. 11.28). На ос­новании зависимостей, одна из которых представлена на рис. 11.28, В. М. Трибунским были определены коэффициенты сниже­ния пропускной способности (табл. 11.7), используемые в общей методике оценки пропускной способности (см. п. Х.З).

Рис. 11.27. Зависимость интенсивно-                                                                      Рис. 11.28. Зависимость   максималь- сти движения от скорости на участ-                                                                              ной интенсивности от скорости при  ке с продольным уклоном 50%о при                                                                                         20% легковых автомобилей:

различном числе  легковых автомо-                                                                1 —прямой горизонтальный участок; 2— билей:                                                                                                                   подъем с уклоном 50%о; 3—кривая в пла-

1 - 20%; 2-40%; 3-60%                                                                                             не, R = 35 м

Таблица 11.7

Количество легковых

автомобилей, %

Коэффициенты снижения пропускной способности при

различных дорожных условиях

Прямой горизонтальный участок

Подъем с уклоном

50 ‰

Кривая с радиусом

35 м

0

0,75

0,58

0,43

20

0,80

0,64

0,52

40

0,85

0,69

0,61

60

0,90

0,75

0,70

80

0,95

0,81

0,82

100

1,00

0,86

0,88

Лекция 4

П. 7. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ НА УЧАСТКАХ ЗАТОРОВ