Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 30

В табл. 11.10 приведено распределение интенсивности движе­ния по полосам на автомагистралях с различным числом полос движения при коэффициенте загрузки г = 0,4.

А. Н. Красниковым установлено [34], что для шестиполосных автомобильных магистралей при интенсивности движения в од­ном направлении 200—1200 авт/ч распределение интенсивности движения по полосам достаточно хорошо описывается уравнением прямой линии:

для крайней правой полосы   N1 = 0,40 N + 50;                                                                               (11.32)

для средней полосы               N2 == 0,441 N — 18; (11.33)

для крайней левой полосы     N3 = 0,168 N — 42. (11.34)

Все эти уравнения справедливы при наличии в потоке 38—42% легковых автомобилей.          |

Эти же наблюдения показали, что при интенсивности движе­ния в одном направлении менее 650 авт/ч шестиполосная автома­гистраль работает как четырехполосная.

Интенсивность движения по крайней левой полосе в этом слу­чае составляет 12—80 авт/ч, и используется эта полоса только для обгона.

Таблица 11.10

Общее число полос движения в одном направлении

Распределение интенсивности, %

1-я полоса

2-я полоса

3-я полоса

4-я полоса

Две

 Три

Четыре (на входе в город)

77,5

50

 6

22,5

40

47

-

10

35

-

-

12

Примечание. Полосы пронумерованы справа налево (от обочины).

Скорости движения. На многополосных автомагистралях на­блюдаются достаточно высокие скорости движения. На автомагиcтралях с четырьмя полосами скорости существенно зависят от состава движения и меняются по полосам (рис. 11.33). Более низ­кие скорости на правой полосе объясняются преобладанием в со­ставе медленно движущихся автомобилей, а также большой за­грузкой ее движением.

Зависимость скорости от плотности движения для автомагист­ралей с четырьмя полосами движения была получена с помощью аэрофотосъемки потоков автомобилей различной плотности (аэро­фотосъемка проводилась автором совместно с А. И. Булатовым, Н. Н. Чуклиновым и А. П. Шевяковым). Различная плотность создавалась путем искусственного затора (закрытие полосы дви­жения на короткий промежуток времени). Для получения очереди длиной 350 м продолжительность заторов менялась в зависимо­сти от интенсивности движения:

Интенсивность движения, авт/ч ........                          300         400        600

     Продолжительность искусственного затора, мин    22—25   14—18   10—12


Рис. 11.33. Кривые    распределения скоростей   на четырехполосной ав­томобильной  магистрали (по дан­ным А. П. Шевякова):

/ — правая полоса, грузовые автомобили;

2 — правая полоса, легковые автомобили;

3 — левая полоса, легковые автомобили;

4 — правая полоса, тяжелые грузовые ав­томобили

Рис. 11.34. Основные зависимости для транспортного потока на четырехполосной автомагистрали (результаты аэрофотосъемки):

а—зависимость «скорость—плотность»; б—зависимость «интенсивность—плотность»;

1—левая полоса; 2— правая полоса


Зависимость скорости от плотности движения достаточно хо­рошо описывается следующими уравнениями (рис. 11.34, а)

для левой полосы движения


υ = 85— 1,41 q + 0,0052 q2;                                        (11.35)

для правой полосы движения

υ = 75— 1,37 q + 0,0054 q2.                                             (11.36)

По данным аэрофотосъемки были также построены зависи­мости интенсивности от плотно­сти для каждой полосы движе­ния  (рис. 11.34, б).   Из рис. 11.34, б видно, что пропускная


способность полос неодинакова:

левой полосы — 1450 авт/ч;

правой – 1180 авт/ч.

Скорость движения на автомагистралях с шестью полосами в зависимости от состава движения меняется от 68 до 74 км/ч и мало зависит от интенсивности

Рис. 11.36. Зависимость скорости от плотности для потока с 90% легко­вых   автомобилей   (по   данным А. Н. Красникова)

1 — автомагистраль с четырьмя полосами движения; 2 — автомагистраль с шестью полосами движения