Уравнение (1У.15), полученное на основе интегрирования уравнения (IV. 11), позволяет упростить эксперимент, измеряя только скорость.
В условиях движения в плотном потоке автомобилей особое место в обеспечении безопасности движения занимает работа зрительного аппарата водителя. При отсутствии автомобилей на дороге водители в основном следят за дорогой и оценивают положение своего автомобиля относительно кромки проезжей части. По мере роста интенсивности движения водитель все чаще обращает внимание на автомобили, движущиеся впереди. В плотном потоке водители в основном следят за поведением впереди идущего автомобиля и непрерывно оценивают расстояние до него (рис. IV.7).
Из рис. IV.7 видно, что зона концентрации внимания при взаимном влиянии автомобилей сосредоточена на впереди идущем автомобиле. Характерно, что большую часть времени водитель следит за обстановкой слева от впереди идущего автомобиля. Запись движения глаз водителя показывает, что его взгляд обегает все габаритные размеры этого автомобиля как по ширине, так и по высоте. Это свидетельствует о необходимости учета габаритных размеров автомобилей при анализе режима их движения в плотных потоках.
Для упрощения аналитических расчетов с достаточной степенью точности с учетом движения глаз водителя можно считать площадь впереди идущего автомобиля полуэллипсом (рис. 1У.8).
Обозначим видимую площадь автомобиля через Q. Тогда Q = ½ πbc , где b и с—оси полуэллипса, т. е. габаритные размеры автомобиля.
Для получения аналитической зависимости необходимо учитывать не только особенности зрительного восприятия, но и особенности действий водителей при движении в режиме следования за лидером. В этом режиме водитель постоянно оценивает дистанцию между автомобилями и старается поддерживать оптимально со своей точки зрения расстояние, зависящее от габаритов впереди идущего автомобиля и относительной скорости движения. При ускорении движения переднего автомобиля и увеличении расстояния между автомобилями водитель заднего автомобиля ускоряет движение. При торможении водитель заднего автомобиля притормаживает и принимает расстояние, которое он считает безопасным при скорости, принятой после торможения.
Рис. IV.7 Изменение поля концентрации внимания в зависимости от дистанции между автомобилями [38]:
1 — интервал во времени между автомобилями менее Зс; 2 и 5—запись движения глаз;
3 — поле концентрации внимания при интервале менее 3 с (пунктиром показано поле для той же скорости движения, но интервал между автомобилями более Зс); 4 — интервал между автомобилями более 3 с; 6 — поле концентрации внимания при интервале между автомобилями более 3 с;
А и Б — соответственно горизонтальная и вертикальная составляющие движения глаз
Рис. IV.8. Расчетная схема следования за лидером при учете общих габаритных размеров автомобилей:
Со — оптимальная дистанция; х — текущая дистанция '
Учитывая особенности восприятия водителя, можно считать, что ускорение заднего автомобиля в колонне зависит от расстояния до переднего автомобиля и от площади переднего автомобиля (имеется в виду та площадь, которую водитель воспринимает).
Запишем эту зависимость следующим образом:
(IV.16)
где at+t — ускорение заднего автомобиля; х — расстояние между автомобилями; т — степень; Q — площадь переднего автомобиля; k — коэффициент пропорциональности.
Запишем уравнение (1У.16) в следующем виде:
(IV.17)
Из уравнения IV. 17 следует: чем больше величина х (vП—vз), тем большее ускорение принимает задний автомобиль; чем больше Q, т. е. чем хуже технические показатели переднего автомобиля, тем меньшее ускорение принимает задний автомобиль. Уравнение (IV. 17) может быть применимо только при положительном ускорении.
Рассмотрим случай отрицательного ускорения или замедления. Будем считать, что в этом случае ускорение заднего автомобиля зависит от изменения уже не отношения xm / Qr, а отношения Qr / xm. Имеем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.